Значок ГТО откроет путь в МГУ

Неожиданная новость пришла из МГУ. Виктор Садовничий, ректор главного вуза страны, заявил, что правила приема в 2015 году значительно изменятся. Помимо результатов ЕГЭ, учитываться будет целый ряд достижений, причем многие из них не имеют отношения к интеллектуальному уровню абитуриента: так, за золотой или серебряный значок ГТО поступающий получит до четырех баллов, дополнительные баллы дадут также статус чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр, чемпиона мира, Европы, участие в творческих конкурсах и волонтерская работа. Помимо этого будет учитываться портфолио ученика, позволяющее оценивать широкий список индивидуальных достижений.

Радует, что кое-какое внимание уделили и сугубо интеллектуальным достижениям абитуриентов. Так, за отличное выпускное сочинение можно будет получить 10 дополнительных баллов. Участие в предметных олимпиадах тоже будет учитываться – впрочем, его учитывать и не переставали.

Нововведение коснется не только МГУ, но и еще ряда российских вузов, список которых пока не оглашен.гто 4

Больше всего шуму в прессе наделала новость о том, что учитываться будут значки ГТО. Напомним, что возвращение нормативов ГТО произошло в прошлом году и встретило горячую поддержку многих из тех, кому дорого советское прошлое и кто считает советский подход к здоровью граждан идеалом. Впервые нормы ГТО были введены в 1931 году, в эпоху, когда царил культ спорта и сильного здорового тела. Программа ГТО просуществовала вплоть до 1991 года, до распада СССР. Сторонники советского строя, например Галина Иванкина, справедливо считают, что эта программа помогла нашему народу выстоять в Великую Отечественную войну, а потом дать миру лучших спортсменов. Полезность ГТО для здоровья наших соотечественников не вызывает сомнений. Но… поступление в вузы?..гто 2

Не секрет, что сейчас, как и в советские годы, талантливые спортсмены составляют  особую категорию студентов. Отстаивая честь вуза на различных соревнованиях, они часто пользуются особой любовью в деканатах и ректоратах и имеют покровителей в руководстве учебных заведений. Но, увы, их спортивные достижения имеют и оборотную сторону медали: часто студент-спортсмен, зная, что он значим для вуза, перестает нормально учиться и к моменту выпуска ничего не представляет из себя как специалист.гто 7

Раньше это худо-бедно компенсировалось тем, что многие шли работать не по специальности, больше того – на работы, позволяющие быстро обучиться всему необходимому. Теперь же, с введением профстандартов, выходит, что вузы загоняют в ловушку работодателей: рассчитывая получить квалифицированного специалиста, работодатель сильнее, чем раньше, рискует принять на работу ничего не знающего, но крепкого и здорового бывшего футболиста, «гордость института», каждую хорошую оценку для которого выпрашивал у преподавателей лично завкафедрой физического воспитания. Или добросердечную, но опять же ничего не знающую волонтерку, которая разбирается в том, как устроить праздник, но не отличает дебет от кредита. Или Кобол от Алгола. Что ж, «Шурочка из профкома», которая не помнит, в каком отделе работает, зато умеет организовать хоть юбилей, хоть похороны, – персонаж, которого успешно высмеяли еще в 1977 году… Качество специалистов, выпустившихся из вузов в последние годы, и так хромает на обе ноги, и на него жалуются руководители из самых разных сфер, от строительства до лингвистики. Не стоит удивляться, если трудоустройство молодых специалистов, которое и сейчас идет «со скрипом», в ближайшие годы станет совсем уж неразрешимой проблемой.гто 8

Фиксация на «внеучебных» успехах абитуриентов и студентов еще в советские годы часто воспринималась как просчет системы образования, что отражено в многочисленных карикатурах на «нашу гордость», преимущественно на спортсменов. Но в советские годы и качество образования было таким, что «наши гордости» выходили из вузовских стен, зная хоть что-то. Теперь же мы рискуем получить «специалистов», ни в чем, кроме хоккея или вокала, не разбирающихся вообще. Потому что изменился сам подход к знаниям. В советское время, при тех же ошибках в данной сфере, все-таки считалось, что у человека с высшим образованием должна быть достойная общая эрудиция. Даже самый увлеченный спортсмен должен был и худо-бедно учиться, и повышать свой культурный уровень «в целом»: человека, который писал «еще» с четырьмя ошибками и не знал, кто такой Моцарт, в приличном обществе не принимали. А часто даже… девушки не любили. Как бы эффектно он ни пробивал буллит. В то время как у «очкарика-Шурика», который не держался на коньках, но отличал Моцарта от Вивальди и с легкостью строил эпюры, шансов стать уважаемым среди сверстников человеком было куда больше. Примерно до начала перестройки, но это уже другая история.гто 6

Каков же вывод? А вывод – в том, что новшество, о котором мы говорим, систему российского образования, скорее всего, не спасет. В лучшем случае. В худшем – добьет ее окончательно. Потому что, как ни крути, реальным показателем обученности студента остаются знания и умения. Знания и умения, непосредственно связанные с его будущей специальностью, а не способность пробежать стометровку за 13 секунд.

Автор: Наталья Веред

Загрузка...

1 комментарий

  1. Ну, и на сон грядущий…если уснете…если сможете. Члены ЕР и ОНФ с катушек слетели окончательно. Даже в Университете! Это наглядный пример того, как власть предержащие, используя лишь по внешней форме, но без того реального на тот момент содержания элементов советских достижений слов и ассоциаций «советское», умудряются извратить и подменить существо вещей на столько, что диву даешься! Вот так радикальные либералы правительства и графы и бароны новой «элитки» создают полноценный каркас окончательной дебилизации населения, закладывают уже не фундамент, а стены неорабовладельческого строя в России!
    Спокойной ночи! Тухнет свет. Занавес! За ним в темноте зала неглухие слышат мат и начавшуюся драку, побоище!
    Спи Россия! Спи и дальше! Продолжай!

Комментарии закрыты.