Метро-196

8 декабря открылась новая станция московского метро – «Тропарёво». Эта станция, продолжающая Сокольническую линию на юго-западе Москвы, оборудована по последнему слову техники, снабжена лифтами и радует глаз современным дизайном. Её назначением называют разгрузку станции «Юго-Западная» и ликвидацию пробок на проспекте Вернадского и Ленинском проспекте. Эта станция в столичном метро – 196-я.

метро 5

Новость, безусловно, радостная. Густонаселённые юго-западные районы столицы действительно нуждаются в улучшении транспортных условий. Однако те, кто часто пользуется московским метрополитеном, волей-неволей зададут себе несколько вопросов.

Пессимисты наверняка вспомнят происшествие, случившееся в марте 2010 года на станции «Митино». В переходе этой новенькой, на тот момент всего четыре месяца как открытой станции неожиданно обрушилась штукатурка с потолка. Площадь обрушения составила более 10 квадратных метров. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Аналогичное происшествие случилось в начале 2013 года на станции «Пятницкое шоссе». Там тоже обошлось без жертв, но приятной ситуацию не назовёшь.

метро 2

Откровенно недоделанной сдали другую «молодую» станцию Арбатско-Покровской линии – «Мякинино». Вспомним, что сам главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков резко раскритиковал дизайн и техническое состояние станции, открыто заявив, что ему никогда ещё не было так стыдно. Свисающие провода и дыры в стенах – такой станция предстала перед первыми пассажирами. Их разочарование было тем сильнее, что о строительстве «Мякинино» – первой частной станции столичного метро – среди москвичей ходили легенды. Молва разносила слухи о великолепном дизайне, отделочных материалах из Америки, идеальном техническом оснащении и «куче денег», вложенной в строительство. Что ж, станция «Мякинино» лишний раз доказала: то, что частное по определению лучше государственного, – миф, задержавшийся в наших головах.

метро 1

Аварии в метро вообще, похоже, стали обыденностью. И речь даже не о крупных катастрофах и терактах, хотя их количество за 23 постсоветских года давно и многократно превысило число серьёзных аварий советского периода. Речь о некрупных, но досадных нарушениях работы метро, которые обходятся без пострадавших, редко наносят серьёзный материальный ущерб, но всё-таки доставляют пассажирам ощутимые неудобства.

Редкая неделя обходится сейчас без сообщения об одном-двух сбоях в работе метрополитена. Перепады напряжения, задымление в тоннеле, поломка светофора, излом рельса, расцепка вагонов, тление шпалы, просто незапланированная длительная остановка состава – события такого рода, даже не принося реального ущерба, повышают тревожность пассажиров, дают повод для слухов и страхов, снижают доверие к метрополитену. По печальному опыту шанхайского, киевского, минского метро мы знаем, что самые небольшие происшествия в таких местах могут привести к групповой и даже массовой панике, а паника уже несёт реальную опасность для жизни и здоровья людей.

В чём причины? Ещё в 2003 году Алексей Грицаев, главный конструктор «Метровагонмаша», спрогнозировал ухудшение работы московского метрополитена и связал повышение аварийности с перегруженностью этого вида транспорта. 10 лет спустя, когда стало очевидно, что число аварий в метро действительно растёт год от года, Светлана Разина, председатель профсоюза московского метрополитена, назвала и другие серьёзные причины: по её словам, в метро плохо контролируется состояние оборудования, многие составы работают с перепробегом и, что, на наш взгляд, очень важно, – остро не хватает кадров, что вынуждает руководство проверять сотрудников «сквозь пальцы».

метро 6

Что же делать? Возможно, и здесь следует обратиться к советскому опыту. Напомним, что даже в годы войны станции метро открывались не только вовремя, но и в достойном техническом состоянии. 1 января 1943 года была открыта «Автозаводская», носившая тогда, правда, название «Завод имени Сталина». Позже, в 1944 году, был открыт участок от «Курской» до современной «Партизанской». Да и в последующие десятилетия проблем с новыми станциями возникало значительно меньше, чем сейчас. Разгрузка метрополитена за счёт строительства новых станций возможна, но необходимо следить, чтобы эти станции не преподносили таких неприятных сюрпризов, как «Мякинино» и «Митино».

Другая проблема, которую можно было бы решить, опираясь на опыт советского прошлого, – проблема кадров. Ни для кого не секрет, что молодёжь нашего времени не ориентирована на рабочие профессии, даже высокооплачиваемые. Профессии машиниста метро, дежурного по станции, метростроевца – не те, которые стремится получить большинство выпускников школ. Повышение престижа этих профессий – задача, без решения которой уменьшение количества ЧП и снижение рисков невозможны.

«Тропарёво» – 196-я станция московского метро. Количество станций приближается к двум сотням. В планах до 2020 года – строительство второго кольца, продление Люблинской линии до Лианозово, Калининской – до Рассказовки…

Хочется верить, что количество на качестве не скажется. Вот только с каждым новым ЧП в метро вера в это становится слабей.

метро 3

Автор: Александра Радова

Загрузка...