Азбука советского конструктивизма

«Я довел живопись до логического конца и выставил три холста: красный, синий и желтый, утверждая: Все кончилось. Цвета основные. Каждая плоскость есть плоскость, и не должно быть изображений. Каждая плоскость до своих граней имеет один цвет».

А.М. Родченко.

 

В Пушкинском музее открылась выставка, посвященная  выдающемуся художнику русского авангарда, основоположнику конструктивизма, родоначальнику дизайна и рекламы в СССР, фотографу Александру  Михайловичу Родченко и его не менее известной супруге Варваре Фёдоровне Степановой. Представленная экспозиция носит незамысловатое название: «В гостях у Родченко и Степановой». На выставке представлено свыше 250 работ, разделенных на девять залов, у каждого из которых своя тематика.

Фото 1

  1. Первый зал носит название «Дом-мастерская» и воспроизводит пространство, в котором работали художники, их дом как «сборочный цех» различных видов и жанров искусства. Ведь их дуэт — семейная и творческая авангардная студия.
  2. «Школа конструктивизма». Здесь на примере работ учеников Родченко — Анастасии Ахтырко и Захара Быкова — показан его метод художественного и дизайнерского образования.
  3. «Париж 1925». Показывает время «звездного часа» Родченко и Степановой, как одних из лидирующих фигур русского конструктивизма. В этом зале представлены материалы, воссоздающие атмосферу выставки 1925 года в Париже, где работы Родченко и Степановой в области дизайна мебели, интерьера, ткани, рекламы получили международное признание.
  4. «Маяковский и ЛЕФ». Этот зал представляет посетителям  друзей и знакомых Родченко и Степановой. К слову, Родченко и Маяковского связывали годы дружбы, общность интересов, единство устремлений группы «Левого фронта искусств» («ЛЕФа»), куда они оба входили. В.В. Маяковский был творческим лидером и создателем этой группы, ответственным редактором одноименного журнала. Родченко и Степанова – конструктивисты, пионеры дизайна, — деятельность которых во всех областях художественного творчества: в фотографии и кино, полиграфии и рекламе, театре и дизайне разворачивалась на фоне журнала «ЛЕФ». Наиболее тесно художники и поэт сотрудничали в 1923-1925 годах. Именно тогда родилась знаменитая марка «Реклам-конструктор: Маяковский-Родченко» и рекламный слоган, который знаком даже людям далеким от искусства: «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Родченко и Степанова оформили все обложки журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», а также более десятка книг Маяковского.

 

Фото 2
На фото Лиля Брик. Работа Александра Родченко.

 

Фото 3

 

Фото 4
Рекламные плакаты Александра Родченко.

 

  1. В зале «Лаборатория» воспроизведена атмосфера фотолаборатории Родченко. Представлена фотография в контексте медиа 1920-х и 1930-х годов.
Фото 5
Александр Родченко. Портрет матери. 1924 год.
Фото 6
Евгения Соколова (Жемчужная) демонстрирует спортивный костюм, спроектированный Варварой Степановой. 1924 год. Снято в мастерской Родченко.
  1. «Выставки русского авангарда» — это зал, в котором освещается  участие художников на выставках русского авангарда второй половины 1910-х — 1920-х.
  2. «Аналитика». «Формула Родченко».  Зал посвящен анализу элементов искусства, формально-композиционных элементов.  Общность основных элементов формы: плоскость, линия, круг, фактура.
  3. «Биомеханика Степановой». Работы Степановой в области живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, в которых отражена тема игры, комбинаторики, геометрической стилизации фигуры человека и элементов композиций.
  4. «Цирк Родченко».  Здесь собраны живописные, графические фотографические работы Родченко, посвященные теме цирка. Цирк для Родченко был одним из ярких впечатлений детства. Волшебство и свобода средств выражения – вот что ценил художник в цирковом представлении. Цирк – это достижение невозможного. Здесь есть чудо света, трюков, полетов. Цирк Родченко разнообразен. Где-то это фантастика, где-то гротеск, где-то мягкий юмор. Родченко работал над серией живописи, посвященной цирку, с 1935 по 1948 годы, изображая акробатов, жонглеров, борцов, клоунов. Авангард и романтика соединились в работах этого заключительного этапа творческой биографии мастера.

Работы Родченко и Степановой это не только пособия для дизайнеров в наши дни. Этот творческий тандем в своих работах значительно опережал свое время. Союз Родченко и Степановой – это отдельный, самобытный, многосложный мир.

Автор: Элона Марущенко

Фото 7

Фото 8
Варвара Степанова. «Будущее — единственная наша цель». Рукописный плакат. 1919.
Загрузка...