Гуртом по горлу

Президент Путин гордится своей 21-й «Волгой». А была ли у мэра Собянина когда-нибудь собственная машина? Похоже, что никогда не был он автовладельцем. Или, того хуже, возможно, в далёкой Когалымской юности его, проезжающего на скрипучем велосипеде по неасфальтированным улицам города, куда забросила судьба будущего московского градоначальника, его окатил грязью какой-нибудь редкий автолюбитель. Мэр ненавидит автособственников, проживающих на подвластной ему территории, всеми фибрами души. За что?

Не верите? Давайте разберём на наглядных примерах.

Пример первый. Уважаемый человек, госслужащий, между прочим, проживает в центре столицы в квартире покойного отца, ездит на роскошном автомобиле друга-инвалида, вынужден оставлять машину на парковке министерства, потому что несколько раз в ночное время её эвакуировали от дома. Ведь основания для получения парковочного удостоверения у него нет.

Пример второй. Жители двора расчистили и заасфальтировали место под дворовую парковку, разметили персональные места для своих автомобилей, посадили туда сторожа. Поскольку посторонние машины туда заехать не могут, «неорганизанную» парковку приказано ликвидировать.

Пример третий. У тысяч автомобилистов с 1990-2000 годов во дворах стояли гаражи-ракушки, которые городские власти зарегистрировали с выдачей соответствующих удостоверений и номерных знаков. В 2010-х годах вдруг выяснилось, что регистрации липовые, номера недействительные, районные администрации от общегородских мероприятий открестились. «Ракушки» приказали снести. Снесли такую коллективную стоянку, а под ней бомбоубежище, строить ничего нельзя. Теперь пустырь, свалка, территория ничья. Больше 200 машин перекочевало во дворы. Управа предложила сделать открытую стоянку в «автобусной доступности», но идиотов на таком удалении от дома ставить машину не нашлось.

Пример четвёртый. С постройкой нового дома на парковочной территории появился ряд металлических тентов на 21 атомашину, отгородив детскую площадку от проезжей части. 13 лет они никому не мешали, за фасад дома не вылезали. И вдруг: приказано снести как незаконные, портящие лицо города, создающие затруднения при парковке. Снесли и увезли в неизвестном направлении, включая всё, находившееся внутри: комплекты зимней резины, запчасти, соленья… На месте тентов на теперь открытой парковке разместился… 21 автомобиль. После чего произошло несколько краж и стычек между автомобилистами. Если раньше места занимали автомобили жильцов дома, то теперь там могут парковаться все желающие.

Пример пятый. По указанию городских властей снесли металлические тенты и установили утвержденные московским правительством «народные гаражи» – ряд прозрачных покрытых поликарбонатом коллективные стоянки, места в которых по цене многократно превосходят металлические индивидуальные тенты.

Пример шестой. В ноябре 2013 года ввели плату за парковку в центре Москвы. К декабрю 2014 года зона платной парковки расширилась до границ Третьего Транспортного Кольца, и появилась на 25 улицах за его пределами. С 10 октября 2015 года платную парковку ввели ещё на 95 улицах Москвы. За 2014 год платная парковка принесла городскому карману 2 млрд. рублей дохода. Прибавьте сюда оплату штрафов и принудительной эвакуации.

Пример седьмой. «Народные гаражи» – не просто придуманные постройки для выкачивания денег из москвичей, а научно обоснованный проект. Сделанные специально из сотового поликарбоната, пропускали ультрафиолет солнечного света, ставились на грунт и снижали температуру почвы на 7 градусов, давая ей жить. Сэкономленный асфальт шёл на подъездные пути к придворовой территории. Но столичные власти, после того, как «народные гаражи» из поликарбоната были распроданы, решили их снести, потому что появилось новое видение города. По ходу жизни сменилась вводная.

Нелирическое отступление. Однако снос «народных гаражей» меркнет по сравнению с тем, сколько памятников архитектуры было уничтожено в нашей родной Москве во время правления команы провинциалов. Стоит ли перечислять что накуралесили понаехавшие тут? Маленький штрих: за Собянина на последних мэрских выборах подано всего 1 193 178 бюлетеней, а автомобилистов в Москве более 3,5 миллионов, без учёта присоединившихся с землями Новой Москвы. Неужели столичные автовладельцы настолько пассивны, что позволят себя унижать и выживать с земли предков?

Кто же такой, человек, который решил изжить автомобилистов со столичных улиц и дворов? Внук старообрядца и раскулаченного яицкого казака, сосланного в Тьмутаракань, простите, в Няксимволь, не признающий своей национальной принадлежности: коренного сибирского народа собяны, сородичей коми-зырян, младший ребёнок в семье при старших дочерях. Комсомольский активист, не любивший общественных нагрузок, направленный в Когалым.

С 1991 года, на посту главы администрации города развернул хозяйственную деятельность с градообразующим предприятием, ставшим через пару лет дочкой «Лукойла». Через два года уже замглавы Ханты-Мансийского автономного округа, курирующий бюджет, субсидии и субвенции муниципалитетам. С 1994-го – председатель окружной Думы. С 2001-го – губернатор Тюмени.

В написанной докторской диссертации выстроил концепцию унитарного государства, однако защита так и не состоялась. Анализ монографии показал «наличие значительных заимствований» из трудов старшего научного сотрудника ИЗиСПа, в то время кандидата юридических наук Александра Черткова.

Тем не менее, после успешного руководства своим выборным штабом, Дмитрий Медведев предложил его на пост мэра столицы. Провинциал Собянин, никогда не руководивший городами-милионниками, пообещал искоренить пробки и коррупционеров. Прошло пять лет. Москва разрослась до невозможности и переместилась по длине пробок с первого на четвёртое место в мире. Прогресс – несомненно. Кое-где даже легче ездить стало. Из обещанных 70-и станций метро простоено, кажется, одиннадцать… Ещё четыре вот-вот сдадут с задержкой более чем на год. Стало ли от этого лучше москвичам – безусловно. Но… есть определенная категория горожан, которой от телодвижений городской администрации в этом направлении ни холодно, ни жарко. Просто в дрожь бросает. У каждой монеты две стороны и ребро – гурт. Если посмотреть на оборотную сторону, то – как заточенным гуртом по горлу.

Строительство дорог – самая «откатная» отрасль в нашей экономике, как и строительство вообще. Если бы мэр сначала, как и обещал, поборол коррупцию в этом направлении, то стоимость строительства дорог, мостов и эстакад сократилась бы, как утверждают специалисты, в восемь раз.

Мэр предложил менять асфальт каждые три года. Но в мире его перестилают раз в восемь-девять лет. Может быть дело не только в качестве асфальта? И это не считая замены пешеходных частей тротуарной плиткой, по которой ходить стало труднее, не то, что в инвалидной коляске передвигаться.

Кстати, основой асфальта в мире уже давно являются синтетические смолы с добавлением изношенных покрышек. А в Москве по-старинке кладут асфальт на битумной основе. В Финляндии бы за такое нарушение грозила бы уголовная ответственность. А Москва гордится новыми дорогами и снесёнными гаражами, как будто город живёт отдельно, а горожане – отдельно. Может, хватит?

Николай Замятин ©