Анатолий Фетисов. Интервью ко Дню защитника Отечества

Редакция «Красной Москвы» от всей души поздравляет заслуженного военного летчика гвардии полковника Анатолия Андреевича Фетисова с Днем защитника Отечества. Мы выражаем глубокую признательность ему, а также  всем, кто, как и Анатолий Андреевич, беззаветно предан своей Родине, кто стоит на страже нашей безопасности, чьи стойкость, мужество и высокий профессионализм являются примером для всех жителей страны.

Анатолий Андреевич Фетисов – военный летчик-снайпер. Он является Президентом Ассоциации и председателем Совета российских ветеранов авиаполка “NORMANDIE-NIEMAN”, а также председателем советов ветеранов 303-й авиадивизии и 18-го гвардейского ИАП. Фетисов — первый командир российского авиаполка “Нормандия-Неман” (присвоено 9 мая 1995 г., командир с 1995 по 2000 гг.), первый российский летчик, который награжден в 1997 году французской наградой – серебреным орденом “Национальной обороны Франции”. Звания и заслуги этого человека можно перечислять бесконечно. Нашему корреспонденту посчастливилось лично пообщаться с Анатолием Андреевичем и узнать о сложностях профессии, общественной деятельности и любви к авиации.normandia-neman-v-boah-posle-voini-26

 — Анатолий Андреевич, как Вы пришли в профессию? Был ли какой-то определенный момент, после которого вы основательно решили связать свою жизнь с небом?

У меня, наверное, не стандартный выбор профессии. С раннего детства, возможно даже до школы, родилось желание стать летчиком-истребителем. Это все благодаря тому, что над моим селом летали истребители с аэродрома, который находился рядом.

 — Профессия военного летчика сверхсложная, это понимает каждый. Вы были не просто пилотом, а командиром легендарного авиаполка «Нормандия-Неман» с 1995 – по 2000 гг. Расскажите, об этом периоде. Что было наиболее тяжелым для Вас? Что стало наиболее запоминающимся?

Согласен с высказанной оценкой профессии летчика. Командовать таким полком – это большая ответственность и честь. На мой период командования полком и гарнизоном выпало:

  • участие в КМС,
  • отключения электричества, бывало до 18 часов в сутки зимой,
  • редкие поставки ГСМ, отсюда и интенсивность полетов была не высока,
  • задержки денежного довольствия военнослужащим доходили по полу года.

Однако это не помешало поддерживать должный уровень боевой готовности, при этом ещё умудрялись готовить молодой лётный состав, за что доставалось от командования 11 А ВВС и ПВО.

А решать поставленные задачи помогал мне личный состав полка. Коллектив ГВАРДЕЙЦЕВ у нас всегда был сплоченный и крепкий.

Наиболее тяжелым было  потеря своих сослуживцев, когда погибли мой заместитель и мой ведомый при выполнении задач в составе КМС.

По запоминающимся – возможно, прибытие губернатора Приморского края на проводы, при моем  убытии из полка.Foto_1

Я уверена, что читателям нашего сайта будет чрезвычайно интересно узнать от Вас  самый необычный случай из  Вашей летной практики. Расскажите,  пожалуйста.

Я летал на боевых самолетах довольно долго – 36.5, за это друзья называли меня «дедушкой русской авиации». Случаев, конечно, было и не мало. Они случались как в лейтенантские, так и в «предпенсионные» годы, разумеется, что и между. Спасало то, что у меня, как говорят, была крепкая деревенская закалка (работоспособность при перегрузке 10.5 не терялась — это не каждому под силу) благодаря которой голова не отключалась в экстремальной ситуации и позволяла найти разумный выход. Приходилось не раз «выкарабкиваться из разных вводных».

Так пример, незадолго до завершения летной работы в ВВС пришлось выполнять заход на посадку и производить посадку ночью на обесточенный аэродром, т.е. ни один огонек не светился и, без средств РТС — редкий случай, но и такое в авиации бывает.

Было бы неправильным у военного летчика не спросить о войне. Расскажите, пожалуйста, в каких горячих точках Вам доводилось бывать?

Особо рассказывать нечего, летчики моего поколения выполняли задачи там, где им приказывала Родина.

Как Вы можете прокомментировать сложившуюся конфликтную ситуацию с Украиной?

Для меня, как и для многих других, это огромная трагедия и беда. Очень надеюсь, что Минские договоренности помогут решить этот конфликт и на земле Донбасса восстановится мир, чего я искренне желаю.

Вы ведете активную общественную деятельность, являетесь президентом Ассоциации российских ветеранов авиаполка «Нормандия-Неман». А как Вы осуществляете сотрудничество с Францией, в которой, как известно, немало наших братьев по оружию?

Президентом Ассоциации меня избрали, точнее, обязали фронтовики в 2003 году. Тогда мой друг – бригадный генерал Жозеф Риссо просил меня руководить и французскими ветеранами полка. Я ему сказал, что как человек военный это делать не могу, но взаимодействовать с ними буду. Просьбу летчика-фронтовика стараюсь выполнять, а доверие своих ветеранов оправдать.

Работаю с Мемориалом «Нормандия-Неман» (преемник Ассоциации) и командованием 2/30 эскадрона (полка) «Нормандия-Неман». Стараюсь поддерживать связь и с французскими ветеранами полка, хотя это делать сейчас не просто.

Во Франции остался один летчик из основного состава полка (из 96) — Гаэль Табюре, ему идет 95-й год. Живы ещё пилоты, прибывшие в полк в апреле 1943 г., но они не воевали, а также есть механики.

У нас здравствует Молчанов Иван Иванович, ему 18 января исполнилось 97 лет. Он один из тех летчиков 18 гв. иап, которые помогли французским братьям по оружию, когда эскадрилья «Нормандия» вошла в состав 18 гв. иап, стать на крыло на Восточном фронте, и тогда же они заложили истоки крепкой фронтовой дружбы, которая жива и по сей день.

— У мужчины, который занимается такой опасной профессией, должен быть надежный крепкий тыл, семья. Расскажите о своей семье, как она вас поддерживала, когда вы были вдали от дома?

Так и есть. У нас обычная семья, которая как иголка с ниткой следовала за мной по всему миру. Досталась ей не сладкая жизнь. Вся нагрузка по воспитанию дочерей легла на боевую половинку, папа все время на службе. Семья меня всегда поддерживала и этим помогала.

По долгу службы Вы много путешествовали. Какие уголки планеты Вам запомнились больше всего? Какие места в России любите?

Приходилось выполнять задачи в интересах Отечества в разных уголках мира. Дальний Восток стал для меня второй Родиной.

Какие слова напутствия Вы могли бы сказать тем, кто решил для себя выбрать профессию военного летчика?

Советов никогда и никому не даю, рекомендовать могу. Я не зря привел случай по сохранению работоспособности организма пилота при воздействии очень большой перегрузки. Это говорит о том, что к профессии летчика надо серьезно готовиться, особенно физически. Летчик-истребитель должен иметь богатырское здоровье. Разумеется,  нужны и знания, сами понимаете, летать на таких авиационных комплексах не просто. А ещё надо хоть немножко быть романтиком и любить авиацию.

Редакция «Красной Москвы» выражает огромную благодарность Анатолию Андреевичу Фетисову за искреннюю беседу и интересный рассказ о своей профессии, профессии истинного защитника Отечества.

Автор: Элона Марущенко.

Загрузка...