Разгром здравоохранения: «Рука помощи» в обмен на звонкую монету

К депутату Мосгордумы от фракции КПРФ Н.Г. Зубрилину обратилась профсоюзная организация ФГУП «ВНИРО», с просьбой провести у бывшей поликлиники № 38 встречу с избирателями. Цель мероприятия состояла в привлечении внимания общественности в первую очередь пациентов и врачей поликлиники к негативным последствиям реформы и чтобы предотвратить дальнейшее разрушение медучреждения.

Реформа здравоохранения столичной медицины в самом разгаре: сокращены и уволены более 8 000 медиков (лишь чуть более 1 000 получили обещанные компенсации), уже закрываются и будут закрыты в самое ближайшее время 28 больниц и поликлиник, а также не поддающееся пока точному учёту количество отдельных кабинетов и отделений (газета «Правда», №12, 6-9.02.2015 г.), быстрыми темпами сокращается коечный фонд, прекращено государственное субсидирование учреждений здравоохранения – теперь им приказано выживать исключительно на средства фонда обязательного медицинского страхования (ОМС).38-2

Официальную информацию о конкретных размерах погромов московской медицины найти на просторах Интернета и в СМИ практически невозможно – чиновники не желают знакомить граждан с масштабами негативной стороны реформы. Например, заместитель мэра Москвы, Л.М. Печатников заявил, что «больницы будут не закрывать, а преобразовывать и укрупнять. Некоторые мелкие клиники просто присоединят к многопрофильным центрам. В результате реформы в городе останется около 35 многопрофильных больниц, которые смогут оказывать квалифицированные услуги всем обратившимся за помощью жителям города» (http://www.aif.ru/dontknows/actual/1367167). Вот так, ни много ни мало – всего 35 (пусть и многопрофильных) больниц на Москву. А высвобождаемые в ходе преобразования и укрупнения корпуса и здания, видимо, пойдут для расширения зоны коммерческой медицины, которая должна будет разгрузить эти 35 многопрофильных больниц от очередей.

Из позитивной стороны проводимой реформы, чаще всего можно услышать о чуть ли не ежедневно рекламируемом на телевидении – техническом перевооружении и обновлении (или по-европейски – модернизации) отрасли. Да, в рамках «Программы модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2013 гг.»  (утверждена Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. №114-ПП) действительно были заложены и освоены немалые бюджетные, т.е. наши с вами средства – более 40 млрд. руб. Современное высокотехнологичное медицинское оборудование продолжает поставляться ещё и сейчас. Вот только часто ли удаётся пациентам получить необходимую качественную и главное – бесплатную медицинскую помощь на этом оборудовании? Вопрос, как нам кажется риторический. Кроме того, как верно отмечает доктор медицинских наук и профессор Юрий Комаров (газета «Правда», №20, 27 февраля – 2 марта) наибольший эффект с точки зрения снижения уровня заболеваемости и рационального использования бюджетных средств даёт развитие не высокотехнологичной, а так называемой «фронтальной медицины» – т.е. поликлиник, где осуществляется профилактика и лечение заболеваний на начальных стадиях.3-4

Очень часто в последнее время бизнесмены от медицины, к большому несчастью москвичей, взявшиеся «исправлять» столичное здравоохранение, заявляют в СМИ об избыточности врачей в столице. Вот типичный образчик таких высказываний. Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников заявляет, что специальность уролога, «не востребована на рынке труда» (газета «Звёздный бульвар», №42, ноябрь 2014 г.). Достаточно набрать в любой поисковой электронной системе сочетание «урология в Москве», чтобы понять, что это вовсе не так. В ответ на подобный запрос вы получите никак не менее сотни самых разнообразных предложений.

В одном из аналитических материалов газеты «Правда» (№12, 6-9 февраля 2015 г.) сообщается о вынужденном в связи с наплывом из «оптимизированных» больниц граждан размещении коек в коридорах. А также об очередях из пациентов с острым аппендицитом, которым колют антибиотики в надежде дотянуть их до операции. Подобные сообщения не просто возмущают, а шокируют. В XXI веке это воспринимается как средневековье.3-7

Чиновники же, однако, несмотря на подобные примеры, продолжают упорно твердить, что врачей и медперсонала излишек и необходимо этот излишек «оптимизировать», т.е., говоря проще – сократить. При этом «оптимизация» опять же проводится за счёт бюджета, т.е. за наш с вами счёт. Чтобы подавить справедливый подъём протеста медиков на все эти «реформаторские» инновации, чиновники решили поступить максимально просто – купить недовольных солидной денежной прибавкой к выплатам по сокращению штатов – от 200 до 500 тыс. руб.

Мало того, что нас с вами лишают необходимого количества медицинского персонала. Ещё нас же заставляют это и оплатить. Попробуем проанализировать некоторые официальные данные из области столичной медицинской статистики 2010 года, чтобы понять действительно ли так уж велик избыток медиков в Москве. Кто-то может возразить, что прошло уже 5 лет и ситуация изменилась. Безусловно. Однако, вряд ли в лучшую сторону. Ведь в «Программу модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2013 гг.» заложена численность населения Москвы – 10 563 038 человек, тогда как сейчас согласно данным Мосгорстата – 11 979 500 человек.

В соответствии с данной Программой в Москве в 2010 году отмечается высокий уровень обращаемости за амбулаторно-поликлинической медицинской помощью и число обращений к врачам в расчёте на одного жителя превышает средний аналогичный показатель по России в 1,58 раза. Обратившись к данным Мосгорстата можно увидеть следующую картину по ситуации с заболеваемостью населения некоторыми основными классами заболеваний (табл. 1).

Таблица 1

Некоторые данные по заболеваемости населения г. Москвы

 (по данным Мосгорстата)

2000200120022003200420052006200720082009201020112012
Зарегистрировано пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения726,5708,7695,7720,5696,1679,6679,9679,5683,4707,6696,6715,1698,6
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ7,17,87,87,98,07,58,17,77,57,87,68,17,8
из них сахарный диабет1,11,21,41,41,51,51,91,71,71,92,02,02,0
болезни нервной системы8,18,28,38,28,68,27,97,78,08,58,79,19,0
болезни глаза и его придаточного аппарата27,526,025,525,625,824,325,124,825,024,725,626,627,3
болезни уха и сосцевидного отростка18,418,618,017,017,917,317,917,617,719,321,422,221,7
болезни системы кровообращения14,914,914,914,915,215,116,015,815,416,216,016,115,3
болезни органов дыхания352,3335,7325,4363,2326,3320,1317,7318,4324,9348,7332,4339,9330,6
болезни органов пищеварения23,623,523,422,322,721,419,419,319,419,818,918,617,6
болезни кожи и подкожной клетчатки37,637,338,336,339,739,841,540,340,141,643,143,742,9
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани28,328,929,129,531,130,330,730,930,730,029,031,129,2
болезни мочеполовой системы38,137,736,838,744,742,243,542,241,937,636,840,038,2
осложнения беременности, родов и послеродового периода32,733,737,638,941,341,946,650,154,061,570,271,372,3
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения1,91,71,51,61,51,51,41,51,51,41,41,41,5
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин94,394,092,792,791,391,790,892,190,890,892,395,093,0

Как видно из приводимых данных по большинству классов заболеваний имеется устойчивая стабильность, а по некоторым – явный тренд к увеличению (сахарный диабет, болезни нервной системы и др). Очевидно, что с точки зрения уровня заболеваемости населения процесс сокращения врачей и государственных медицинских учреждений – нелогичен.  Охарактеризовав в целом ситуацию с реформой здравоохранения в Москве, перейдём от общего к частному.

С 1975 и до 2012 года в Москве на улице Верхней Красносельской, 21 существовала городская поликлиника №38. По отзывам многих её пациентов это была одна из лучших поликлиник города Москвы, расположенная в удобном месте (между ТТК и Садовым кольцом, в 100 метрах от метро Красносельская), в прекрасном кирпичном здании, оснащённая достаточно современным оборудованием и имеющая квалифицированных врачей и медицинский персонал.

В апреле 2012 года она стала жертвой «реформаторов» – была преобразована в филиал № 16 ГБУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения г. Москвы» (МНПЦ МРВСМ ДЗМ). Преобразована она была, как у нас водится сейчас – по-тихому, без лишнего информирования общественности.

Первым сигналом, ещё не услышанным основной массой пациентов, стало уничтожение участковой службы. Несмотря на то, что многие пациенты поликлиники были прикреплены к ней не по территориальному принципу, всё же уровень обслуживания местного населения был значителен – плотность жилищной застройки в Красносельском районе крайне высока, а количество поликлиник явно недостаточно – помимо этой вблизи от района метро Красносельская-Комсомольская-Бауманская существует ещё только одна – городская поликлиника №15.3-8

Уничтожение участковой службы произошло достаточно просто – участковые терапевты «по собственному желанию» были переведены в терапевтов. На этом этапе часть пациентов, которым участковая помощь требовалась в обязательном порядке, вынудили искать другие поликлинические учреждения для прикрепления по программе ОМС.

Однако для оптимизации численности врачей и медицинского персонала бывшей поликлиники №38 и приведения её в соответствие с требованиями к штатному расписанию подобных реабилитационно-восстановительных филиалов имелся очевидный для «реформаторов» переизбыток пациентов, продолжавших по наивности и недопониманию пользоваться  филиалом №16 ГБУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ всё ещё по старинке – как поликлиникой №38.

Необходимо было переломить эту нехорошую тенденцию и дать понять населению, прикреплённому к поликлинике, что пора бы подыскать новые учреждения для получения медицинской помощи. И такой перелом произошёл. Началось всё с локальных сокращений и закрытия одного из двух физиотерапевтических кабинетов. «Реформаторам» нужно было перед началом масштабных работ оценить реакцию населения и врачей. Надо заметить, что реакции к несчастью (для прикреплённого населения, в первую очередь) не последовало. Ничего, что возросли очереди к специалистам. Ничего, что через один физиотерапевтический кабинет стало проходить около 120 пациентов в день (по информации бывшего главврача В.Н. Грачёва). Это можно стерпеть, главное чтобы не закрыли совсем. Такова народная традиция – люди верят в лучшее и готовы терпеть, пока терпится.

Следующий, однако, шаг вызвал среди пациентов серьёзную реакцию. В конце 2014 года до населения дошла информация, что в реабилитационно-восстановительном филиале грядут большие перемены – готовится массовое сокращение врачей. В частности: терапевтов и эндокринологов – в 3 раза, сокращение зубопротезного и стоматологического кабинетов, сокращение урологов, психотерапевтов, офтальмологов и других специалистов.

В первой половине ноября сведения об очередном готовящемся наступлении «реформаторов» на медиков и пациентов дошли до профсоюзной организации научно-исследовательского института ФГУП «ВНИРО», расположенного рядом с этим медицинским учреждением. Большинство сотрудников института (а это около 400 бывших и нынешних работников) прикреплено к этой поликлинике и их, безусловно, очень взволновал вопрос о её дальнейшей судьбе.3-9

От имени трудового коллектива института профсоюзной организацией было подготовлено письменное обращение на имя: Мэра Москвы, руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы, А.И. Хрипуна и депутата Мосгордумы от фракции КПРФ Н.Г. Зубрилина. Требования были просты и понятны: отменить безответственное решение Департамента здравоохранения г. Москвы о преобразовании поликлиники № 38 в филиал № 16 МПНПЦ МРВСМ ДЗМ, восстановить штатное расписание и нормальное функционирование поликлиники.

В результате последовавшего затем депутатского запроса Департамент здравоохранения г. Москвы в лице заместителя руководителя А.В. Погонина по поручению Правительства Москвы от 17.11.2014 г. № 24-19-18399 родил в недрах своего учреждения возмутившую трудовой коллектив отписку. Не вдаваясь в длительное и ненужное цитирование этого опуса, стоит отметить лишь, что сотрудникам предлагалось выбрать другие медицинские учреждения, т.е. фактически чиновник лишал их конституционного права (статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину страны бесплатную медицинскую помощь), пункт 5.1 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой, каждый гражданин вправе свободно выбирать медицинскую организацию, где он сможет осуществить своё право на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированное Конституцией. Члены трудового коллектива ФГУП «ВНИРО» такую организацию выбрали, и их выбор был основан на: близости лечебного учреждения к месту работы, высокой квалификации медицинского персонала и наличием современного оборудования, позволяющего вести качественную диагностику и лечение по многим направлениям. Чиновники же своими непродуманными и безграмотными решениями фактически лишили пациентов поликлиники № 38 своего реализованного права выбора медучреждения.

Сведения о предстоящих сокращениях врачей дошли и до одного из местных активистов – Галины Михайловны Семёновой. Благодаря её личным усилиям (в т.ч. собранным многочисленным подписям пациентов) удалось принудить администрацию медучреждения в лице главврача В.Н. Грачёва провести 12 декабря 2014 года встречу с пациентами.

 Встреча получилась представительной (в ней приняли участие более 120 пациентов) и содержательной. Большая часть участников, по вполне понятной причине были пожилые люди. Однако, в отличие от многих подобных встреч, это мероприятие носило не столько эмоциональный, сколько практический характер – вопросы и выступления были очень остры и содержательны, на конкретных примерах давалась критическая оценка результатов проводимой реформы, которую подавляющее число участников оценило, как провальную. Представим в этой статье лишь те, которые наиболее полно характеризуют сущность происходящей реформы столичного здравоохранения.

На вопрос относительно того, какие именно услуги будут платными в наступающем 2015 год, последовал крайне уклончивый ответ, сводившийся к тому, что платные услуги будут оказываться врачами после основного рабочего времени. Несложно представить, что при сокращающемся количестве специалистов и растущем числе пациентов, очередь к врачам, работающим сверх основного времени будет нескончаемой, также как и поток денежных средств, вытягиваемых из кармана населения.

На вопрос о работе кабинета зубного протезирования Виктор Николаевич Грачёв пояснил, что с 2015 года в бывшей поликлинике останется только один стоматологический кабинет, где помощь населению будет оказываться по минимуму (к слову сказать, в 2015 году выяснилось, что и этот последний оплот стоматологии бывшей поликлиники №38 стал полностью платным). Зубопротезирование из медучреждения будет удалено. Как пояснил господин Грачёв, это направление традиционно является платным. Однако в реальности среди пациентов филиала только 10 % были в состоянии оплачивать зубопротезирование. Остальные 90 % граждан (а это в основном малоимущие пенсионеры) ремонтировали зубы за счёт государственной субсидии в размере 12 млн. руб./год. К слову сказать, как рассказал нам в приватном разговоре один из пациентов, отличнейший стоматолог-протезист, фактически изгнанный из филиала № 16, уже нашёл себе работу в дорогостоящем частном центре, где его услуги теперь будут доступны единицам обеспеченных москвичей. Вот уж действительно поневоле вспомнишь цитату заместителя Мэра Москвы Леонида Печатникова о том, что «место врача в Москве станет дефицитным и высокооплачиваемым» (газета «Звёздный бульвар», №42, ноябрь 2014 г.). При таких масштабах сокращений врачей в этом можно не сомневаться. Как и в том, что оплачивать услуги таких врачей смогут только очень обеспеченные люди, которых становится всё меньше.3-5

Как известно, с нового 2015 года, наше «социально ориентированное» правительство подготовило населению очередной «подарок» в виде отмены института государственной субсидии для системы здравоохранения. Закрытие зубопротезного кабинета в бывшей поликлинике № 38 – характерный в целом для отрасли результат этого антисоциального решения.

Особенно бурную реакцию у собравшихся вызвал так называемый кадровый вопрос. Всем, наверное, известно пагубное для здравоохранения чиновничье решение, обязавшее проходить процедуру первичного досмотра у терапевта, прежде чем попасть к нужному врачу. Пациенты вынуждены проводить бесконечное количество времени в унизительных очередях. При этом для всех очевидно, что сердечники, например, прекрасно знают, что им нужно к кардиологу и не пойдут со своей проблемой к хирургу. А человек, который страдает проблемами зрения не побежит к стоматологу или урологу, а пойдёт к офтальмологу (окулисту). Вообще на наш взгляд внедрение такой сложной процедуры встаёт логическим кирпичиком на пути построения института платной медицины – отчаявшиеся от стояния в нудных очередях больные люди вынуждены идти в платные центры, где терапевт не стоит промежуточным звеном между больным и специалистом (а кстати – почему?).

В бывшей поликлинике № 38 с 2015 года вместо 10 ранее работавших в терапевтическом отделении врачей остаётся только 3. При этом места работы лишаются наиболее квалифицированные специалисты, обслуживающее наибольшее число пациентов. Почему такое происходит? Ответы руководства возмутили собравшихся. При проведении сокращения администрация ориентировалась не на профессиональные качества специалистов, а принимала во внимание их семейные обстоятельства (мать-одиночка или многодетная мать), что противоречит основным принципам трудового законодательства, прямо запрещающего такого рода дискриминацию. Участники встречи предложили администрации провести референдум среди пациентов и на его основе определить, кто именно должен остаться. Вне всякого сомнения, что это единственно верное решение – ведь качество медицинской помощи может оценить только сам пациент. Однако у администрации медучреждения такая идея восторга не вызвала – по её мнению, тут нужно мнение юриста.

Относительно трёхкратного снижения количества терапевтов и справедливых опасений населения в создании километровых очередей, В.Н. Грачёв сообщил, что эта численность терапевтов, по мнению администрации достаточна для обслуживания растущего числа пациентов. В случае же необходимости, будут привлекаться терапевты из других отделений (например, физиотерапевт или офтальмолог-терапевт). Однако такой оптимизм выглядит сомнительным. Имеющееся сейчас количество терапевтов явно недостаточно (среднее время приёма они вынуждены сокращать до 12 минут) – в коридорах терапевтического отделения большие очереди. Привлечение же терапевтов из других отделений – явно демагогическое предложение. Ведь в этом случае без необходимой помощи останутся пациенты этих отделений. На данном примере со всей очевидностью видно, что заявления чиновников касательно планируемого увеличения числа терапевтов – чистейшей воды популизм с целью слегка успокоить возмущённое население. На деле, как мы видим, всё происходит с точностью наоборот.

Был затронут и вопрос сокращения численности врачей других востребованных специальностей. Так, например, администрация считает, что такие специальности, как эндокринолог и уролог недозагружены в настоящее время и требуют сокращения. В частности, с 2015 года в бывшей поликлинике остаётся 1 штатная единица эндокринолога вместо трёх имеющихся сейчас. Собравшиеся высказали бурное негодование по этим инициативам руководства – напротив, сказали они, эти специальности востребованы даже сейчас, не говоря уже о перспективах в связи с ростом числа прикреплённых граждан. Характерным примером, иллюстрирующим очевидный недостаток врачей, прозвучало выступление пациента, отметившего, что, несмотря на наличие в филиале № 16 оборудования для проведения магнитно-резонансной томографии, его направили для прохождения этой диагностической процедуры в другое учреждение на платной основе. Как пояснил в ответной речи руководитель филиала, это, скорее всего, связано с тем, что нужный специалист в этот момент был болен, и нужно было просто «подождать». Но как выяснилось, пациент и так ждал нужной процедуры 2 недели. Остался без ответа вопрос о проведённом сокращении физиотерапевтического кабинета (вместо двух остался один).

В ответ на возмущение участников встречи относительно невозможности пройти анализ группы крови, в результате чего приходиться идти в платный центр, находящийся рядом и платить 700 рублей, прозвучал ответ, что это явление связано с плохой работой службы снабжения.

Очень интересным на наш взгляд является следующий факт, озвученный администрацией. Оказывается, имеется некое утверждённое соответствующим ведомственным приказом положение о типовом штатном расписании таких вот центров, которое жёстко ограничивает возможности увеличения числа нужных специалистов. Т.е. чиновники (а не специалисты и пациенты) решают какова норма этих специалистов (вне зависимости от числа прикреплённых граждан).

На вопрос относительно количества и наименования специальностей сокращённых врачей в целом, Виктор Николаевич сообщил буквально: увидите в новом году, всё услышите в своё время. Вот так всегда и происходит. Чиновники всё стараются сделать по-тихому, без лишнего шума. Чтобы потом поставить людей перед фактом и сообщить, что вернуть назад уже ничего нельзя, т.к. решение принято. Вот только кем принято, в связи с чем и почему никто не спросил у главного участника всех этих дел – у населения? Все эти сокращения проводятся под лозунгом повышения эффективности работы врачей, которые, по мнению чиновников, большую часть рабочего времени ковыряют в носу. Однако всем, кто хотя бы раз сейчас сталкивался с работой наших поликлиник, очевидно, что сокращение специалистов ведёт к тому, что врач, запуганный угрозой увольнения по причине низкой эффективности его работы, старается «пропустить» за рабочий день как можно больше пациентов. Т.е., результатом его работы становится не качественная диагностика или лечебная процедура, а количество пройденных через его руки пациентов. При этом, основным подтверждением качества выполненной врачом работы является не вылеченный пациент, а правильно заполненная многочисленная отчётность. Именно по этой бумажной отчётности оценивают работу врачей и медучреждений страховые компании и именно за недостатки в этой отчётности (а не за недостатки самого лечения) очень ощутимо штрафуют эти самые медучреждения, а по сути – штрафуют нас с вами, т.е. тех, кто в конечном счёте и финансирует всю эту потяжелевшую систему здравоохранения.3-6

Интересный на наш взгляд ответ прозвучал на вопрос о том, почему в регистратуре остался один телефонный номер вместо трёх и почему убрали телефонные номера из кабинетов терапевтов. Главврач филиала сообщил, что номера потребовались новому штату административно-управленческого персонала. То есть, выходит, что административные работники для филиала № 16 представляют большую ценность, чем пациенты и врачи. К слову сказать, этот административный персонал занял почти весь второй этаж. По словам выступившего на собрании пациента, накануне реформы, один из главных её проводников в Москве – руководитель Департамента здравоохранения А.И. Хрипун, уверял население, что сокращения врачей и медработников не будет, и что оптимизация численности штатного персонала медицинских учреждений в ходе реформы будет проводиться исключительно за счёт сокращения численности административно-управленческого персонала. Что же мы видим на деле? В очередной раз слова чиновников расходятся с тем, что они вытворяют.

Большую обеспокоенность у собравшихся вызвали факты открепления от бывшей поликлиники № 38 после вызова врача на дом в районных поликлиниках. Дело в том, что, как уже сообщалось выше, после преобразования поликлиники в филиал № 16 исчез институт участковых врачей. Соответственно в случае неожиданного заболевания, пациенты вынуждены прибегать к помощи участковых врачей по месту проживания. В.Н. Грачёв сообщил, что в случае обострения заболевания или острой боли пациент может обратиться за бесплатной помощью по программе ОМС в любое медицинское учреждение. Однако собравшиеся опровергли это многочисленными фактами их открепления от филиала № 16 после таких обращений. После нескольких выступлений на эту тему, заведующая регистрацией подтвердила, что такие явления действительно имеют место быть, и связаны с особенностями программного обеспечения, с помощью которого ведётся учёт больных. При этом заведующая назвала такое открепление предварительным, чем вызвала оглушительный смех участников встречи. Действительно, причина для смеха есть, правда смеха с признаками горькой иронии. Ведь такое предварительное открепление становится известным пациенту только после очередного обращения в филиал № 16 за помощью и требует повторной процедуры прикрепления. Неужели нельзя наладить программное обеспечение таким образом, чтобы интересы пациентов были защищены от такого произвола? И главное: где же при такой системе гарантия качественной медицинской помощи по программе ОМС от филиала № 16?

Немало вопросов прозвучало относительно того, что принципиально изменится в функционировании бывшей поликлиники № 38 в связи с преобразованием её в реабилитационно-восстановительный центр. По словам В.Н. Грачёва в результате этого преобразования будут полностью прекращены работы по диспансерному наблюдению, лечебные процедуры (остаются только т.н. консультации специалистов), принципиально изменится порядок осуществления диспансеризации. При этом Виктор Николаевич отметил, что пациенты, которых такие преобразования не устроят, могут уйти в другие медучреждения. Уйти то они, конечно, могут, но проблему то это не решит. Ведь, согласно базовым законам физики, если где-то что-то убывает, значит –  в другом месте что-то прибывает. И, если тысячи пациентов уйдут из бывшей поликлиники № 38, значит, они дополнительно увеличат очереди к специалистам в других медучреждениях.

Нам удалось задать ключевой, как представляется, вопрос. В связи, с чем было принято решение преобразовать поликлинику № 38 в филиал № 16 МПНПЦ МРВСМ ДЗМ и какова эффективность работы этого учреждения по профилю по итогам двухлетнего его существования? То, что мы услышали в ответ, было шокирующим. Оказывается, что вся структура МПНПЦ МРВСМ ДЗМ (а это, напомним 18 таких вот филиалов) обслуживает по профилю в месяц около 400 человек! А филиал № 16 – около 50 человек в месяц! Т.е., на деле повышение эффективности в результате этой реформы обернулось колоссальным ущемлением более чем 10 000 пациентов во имя 50 ежемесячных профильных пациентов.

Один из выступавших обратил внимание администрации, что для начала следовало бы провести эксперимент по внедрению элементов проводимой сейчас реформы здравоохранения в каком-то одном регионе. А уже потом, по результатам такого эксперимента делать вывод о её пригодности в масштабах города или страны. Однако по нашему мнению опыт внедрения в систему образования губительного для неё ЕГЭ показал, что такие эксперименты, вне зависимости от полученных отрицательных результатов и протестов общественности ведут к тому, что власть, ломая все демократические устои и плюя на народ, проводит намеченную политику, разрушая все социальные ценности и достижения советского государства, которыми мы до сих пор пользуемся, несмотря на двадцатилетнюю политику деградации социально-экономической сферы.

В качестве резюме этой встречи целесообразно на наш взгляд привести один риторический вопрос, который среди прочих был задан администрации филиала № 16. Что же сделано за два года в рамках городской программы модернизации (2011-2012 гг.)? Только ремонт и первая волна сокращений врачей!

Не удовлетворившись отсылочными ответами администрации медучреждения и отписками Департамента здравоохранения, профсоюзная организация ФГУП «ВНИРО» обратилась к депутату Мосгордумы от фракции КПРФ Н.Г. Зубрилину с просьбой провести у бывшей поликлиники №38 встречу с избирателями. Предполагаемая цель мероприятия состояла в привлечении внимания общественности (в первую очередь пациентов и врачей поликлиники) к негативным последствиям реформы и предотвратить дальнейшее разрушение медучреждения.

Мероприятие собрало в общей сложности около двухсот (согласно собранным подписям) участников. Всем желающим была предоставлена свободная площадка для высказываний. Большинство было крайне раздражено производимыми изменениями и прямо выражали своё возмущение: и увеличившимся объёмом оказания платных услуг (весь 7-ой этаж медучреждения заняло отделение платных услуг – прим. автора), и массовым сокращением врачей крайне востребованных специальностей, и случаями принудительного открепления пациентов, и бесконечными очередями. Собравшихся поразило заявление присутствовавшего на встрече В.Н. Грачёва о новых структурных преобразованиях филиала. Оказывается в феврале, его опять же по-тихому переименовали из государственного бюджетного учреждения в государственное автономное. Разница между ними – колоссальная. Ведь при первой форме поликлиника получает средства из бюджета и заинтересована в росте числа прикреплённых граждан, а при второй – зарабатывает средства сама и рост численности пациентов ей не нужен.

Собравшиеся на встрече с депутатом такие преобразовательные действия оценили как: «рейдерский захват» и «хунта захватила поликлинику».

Видимо в связи с этими преобразованиями, с начала 2015 года прикрепление пациентов было завершено, о чём их уведомили не только объявлением в вестибюле, но «разорились» и на смс-уведомления. По словам бывшего ныне уже главврача В.Н. Грачёва как быть с уже прикреплёнными пациентами в Департаменте здравоохранения пока ещё не решили. Безусловно, что любое решение по принудительному их откреплению будет противоречить федеральному законодательству. Но гражданам следует быть готовым и к беззаконию – часто ли закон останавливает тех, для кого главное – прибыль?

Большую волну негодования вызвал факт закрытия киоска льготных лекарств. Это произошло в начале 2015 года на фоне публичных обещаний администрации медучреждения в конце 2014 года этого не делать. Закрытие киоска, по свидетельствам некоторых участников встречи спровоцировало дополнительных поток откреплений.

Следует отметить, что руководство МНПЦ МРВСМ ДЗМ – а именно руководитель А.Н. Разумова  и его первый заместитель – З.Г. Орджоникидзе (которые могли-бы  сообщить хоть что-то достоверное по судьбе поликлиники №38), выйти к собравшимся не решились. Но внимательно следили за всем происходящим из вестибюля медучреждения.

Встреча с депутатом Мосгордумы Н.Г. Зубрилиным проходила динамично: выступающие сменяли друг друга у микрофонов, изготовленные организаторами 150 листовок разошлись менее чем за час, число собранных подписей за отмену антисоциальных решений по преобразованию поликлиники №38 в реабилитационно-восстановительный филиал стремительно росло.

По итогам встречи, была единогласно принята резолюция, которую в самое ближайшее время депутат Мосгордумы от фракции КРПФ Н.Г. Зубрилин по наказу собравшихся направит: Президенту РФ В.В. Путину, Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву, Мэру Москвы С.С. Собянину и Председателю Мосгордумы А.В. Шапошникову. К резолюции приложены подписи всех тех пациентов, кто ещё не отчаялся добиться правды и отстоять своё право на качественную и бесплатную, гарантированную государством медицинскую помощь.

Если общественности, врачам и депутатам не удастся отстоять это лечебное учреждение и восстановить его именно как поликлинику, то нам видится следующий очевидный сценарий. Через какое-то время будет сделан очередной вывод о её неэффективности. Причины для такого вывода будут. В отсутствие нормального поликлинического обслуживания произойдёт отток пациентов, который мизерное количество тех, кто пользуется реабилитационно-восстановительным назначением центра, восполнить не смогут. После этого, медучреждение закроют для того, чтобы продать за бесценок, как это уже бывало не раз «эффективному собственнику». Почему для этой цели была выбрана именно эта поликлиника? На этот вопрос мы попытались ответить в самом начале статьи. Прекрасное кирпичное здание после ремонта, оснащённое современным оборудованием, расположенное в шаговой близости от метро Красносельская, а также – от Садового и Третьего транспортного кольца. Подходящее помещение для недешёвого коммерческого медицинского центра. Именно такой сценарий вполне согласуется с планами Правительства Москвы в этой области, которые благодаря публикации 11.12.2014 г. на интернет-ресурсе «Аргумент Ру» (http://argumentiru.com/economics/2014/12/381788) стали достоянием общественности – распродажа в самое ближайшее время 60 высвободившихся в результате «реформ» больниц, детсадов и клиник Москвы. Кто-то может сказать, что это слишком мрачно. Но на примере поликлиники №38 такой сценарий выглядит гораздо более правдоподобным, чем повышение качества и доступности столичной медицины для большинства населения.3-3

Относительно же здравоохранения в масштабах города Москвы и всей страны в целом очевидно следующее. Массовые сокращения врачей, хороших специалистов приведут в платные центры, недоступные большинству населения. Плохие специалисты из числа сокращённых пополнят армию безработных. Оставшиеся в бесплатных медучреждениях будут заниматься бумажной работой для галочки. А после окончания рабочего дня – «колымить» в отделении платных услуг. Ведь оценка эффективности их работы, как уже упоминалось выше – не качество оказанной помощи и число спасённых жизней, а количество «пропущенных» через их руки пациентов и правильно оформленной отчётности. А нищенские в реальности зарплаты не оставляют им иной возможности прокормить свои семьи, кроме как за счёт наших с вами карманов. «Неэффективные» клиники и больницы распродадут с молотка за бесценок «эффективным» собственникам (попутно разворовав при этом и вырученные от продажи средства), которые увеличат число недоступных большинству населения платных центров и клиник (а то и попросту сдадут высвободившиеся помещения под офисы). Что мы получим в итоге? Постоянно растущий как снежный ком рост смертности, инвалидности и заболеваемости населения. Что получат чиновники и олигархи? Дополнительную прибыль из карманов обворованного уже не раз населения.

Почему это стало возможным? Ответ прост. В капиталистическом устройстве общества нет места гуманизму. Рынок всё превращает в товар, и медицинская помощь становится медицинской услугой. Врач, т.е. человек самой гуманной специальности, превращается в торговца, протягивающего руку помощи только в обмен на звонкую монету. Все те социальные достижения, что мы имели в социалистической советской стране, вступают в противоречия с капиталистической моделью экономического устройства жизни общества. Именно поэтому так стремительно разрушается система качественного и бесплатного образования, жилищно-коммунальный сектор, санаторно-курортная льготная система, доступная система детского отдыха и многие другие социальные институты. За всё надо платить! Таков главный лозунг «реформаторов». Однако за все эти 20 лет непрерывно продолжающихся реформ они научились только обчищать карманы населения, но не придумали ни одного способа как их наполнить.

Разрушение бесплатной системы здравоохранения на наш взгляд – одно из самых страшных преступлений власти перед населением. Ведь цена этого – миллионы человеческих жизней. Всё можно восполнить – и денежный капитал, и материальные ресурсы экономики, и военную мощь государства и многое другое. Одно лишь восполнить крайне затруднительно – людской потенциал страны. Численность населения в современном мире играет важнейшую роль в экономическом потенциале государства. Руководители, не осознающие этого, даром едят хлеб своего народа.

 Ефимов Александр (Кировское местное отделение КПРФ)