Слезный дар Валентина Распутина

 

14 марта на 78-м году жизни не стало Валентина Григорьевича Распутина – русского писателя, публициста, представителя направления «деревенской прозы» в литературе.

Человек, который с детства (а мое знакомство с ним началось в 5-м классе) приоткрыл завесу в реальность, на которую многие из нас закрывают глаза. Попытки показать голод и лишения послевоенного времени и при этом невероятную жажду жизни. Рассказ «Уроки французского», актуальный во все времена, учит нас быть внимательными и уметь сострадать, при этом сохраняя чувство собственного достоинства.

От его книг веет истиной и правдой. Берешь в руки книгу некоторых наших современников, даже с полки книжного магазина, и не веришь, начинаешь читать и понимаешь степень надуманности. Герои, которых много на страницах современных книг, похожи друг на друга и проходят в голове чередой одинаковых безликих силуэтов. Очередная любовная история, детектив, где накал сюжета ставится во главу угла, не задевает чувств. У Распутина не то… В его произведениях иная атмосфера, в нее хочется погрузиться, как бы тяжела она не была. К его героям не остаешься равнодушным. Взять к примеру Андрея из «Живи и помни», Дарью из «Прощания с Матерой», Анну из «Последнего срока», Тамару Ивановну из повести «Мать Ивана, дочь Ивана». Они – обыватели, простые люди, на первый взгляд, в них нет ничего примечательного. Наоборот, каждый из них не лишен недостатков, но от этого они не кажутся нам чужими. Распутин умел писать так, что книга «не отпускает» от первой до последней строчки.

Большая заслуга писателя – в развитии темы русской деревни. Во время, когда население становится все больше урбанизированным, жители сел и деревень сбегают в город в поисках лучшей жизни, посвятить свое творчество теме непопулярной, — смелый поступок. Валентин Григорьевич и не мог иначе. Он всем сердцем любил родной край – Сибирь и Забайкалье и жил на два дома – в Москве и в Иркутске. Его детство прошло в русской глубинке – селе Усть-Уда Иркутской области, и многие сюжеты основаны на реальных событиях. Распутин всегда отличался особой наблюдательностью, проницательностью и искренним патриотизмом. Его рассказы дают судьбе русской деревни второй шанс. В то время, как они не выдерживают конкуренции с городом и приходят в запустение, Распутин подарил им вечную жизнь в своих произведениях.

Долгий период своего молчания – вплоть до 1994 года – Распутин объяснял так: «В свое время я оставил литературу, полагаю, не потому, что исписался, а потому, что уткнулся в тупик. Это не одно и то же. Я был «деревенщиком». Все, что могла сказать «деревенская литература», она сказала». На самом деле Валентин Григорьевич был обижен на прогресс, произошедшую революцию, отношение к своим любимым местам. В 80-е годы он стал активным общественным деятелем, занялся публицистикой. «Я бросился в публицистику, мне казалось: надо немедленно, сегодня показать источник зла. Не мы выбираем, что нам делать. Существует сила, которая выбирает нас. Я, по крайней мере, не мог бы только затравленно озираться, когда Россию с потрохами продавали и дурачили».

Он не был равнодушным к происходящему в стране до последнего дня. Он стал инициатором движения за спасение Байкала, сопредседателем Фонда Славянской письменности и культуры.

И.А. Бунин назвал умение сопереживать и сострадать окружающему миру «слезным даром». И, пожалуй, Валентин Григорьевич, обладал им, как никто другой. И это позволяло ему в малых жанрах изображать эпохи и характеры, настоящую «живую» русскую жизнь, обособленность и уникальность русской деревни, широту русской души, поднимать тему совести и памяти. При чтении его произведений на душе светло или грустно, печально или радостно, но они не оставляют равнодушными. Такое мог сотворить только Мастер. Мастер слова…

Живем и помним…

Автор: Марина Шляхтенкова

 

 

Загрузка...