Николай Зубрилин: «Прежде чем собирать взносы с граждан, правительству следовало подумать о том, как выполнить свои обязательства по капремонту»

взносы на капитальный ремонт

27 мая Мосгордума рассмотрела гражданскую законодательную инициативу о введении моратория на платный капремонт. В своем выступлении депутат фракции КПРФ Николай Зубрилин поддержал инициативу и напомнил о том, что государственные обязательства по капремонту никто не отменял. 

«При обсуждении предлагаемой инициативы и региональной программы капремонта следует исходить из истории вопроса, — подчеркнул Никоалй Зубрилин. — Как известно, в советское время отчисления на капитальный ремонт формировались из общей суммы, оплачиваемой нанимателями квартир, а государство действовало по научно обоснованным техническим нормативам. С конца 1991 года эта система была разрушена, а фонд капремонта утрачен, а можно сказать, разграблен.

Закон РСФСР № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда», принятый 4 июля 1991 года, в статье 16 предусматривал государственные обязательства по проведению капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда. То есть государство признавало и свои обязанности по капремонту, и свою задолженность.

Тем не менее, 1 марта 2005 года был введен в действие Жилищный Кодекс РФ, в котором статья 158 утвердила за собственниками помещений обязанность по капремонту общего имущества и приобретенных помещений, оставив при этом неурегулированным вопрос капремонта домов, не отремонтированных на момент приватизации.

Сегодня, по оценкам экспертов, неисполненные обязательства Правительства Москвы перед москвичами в части капитального ремонта достигают в денежном выражении 1,5 триллиона рублей. Несмотря на это город последовательно отказывается от своих обязательств и сокращает расходы на капремонт, о чем свидетельствует анализ московских программ.

Так, целевая программа «Ответственным собственникам — отремонтированный дом» на 2008-2014 гг. предусматривала проведение комплексного капитального ремонта с включением мероприятий повышения энергоэффективности (72 позиции) 13,8 тысячи строений общей площадью 117,5 млн кв. м. и общим объёмом финансирования свыше 500 млрд руб. Пока действовала эта программа, собственники помещений не принимали участие в софинансировании работ. Однако в 2010 году по неизвестной причине эта программа была прекращена, а новое правительство Москвы изменило свои подходы, введя с 2011 года принцип частичной платности и проведения преимущественно не комплексного (72 позиции), а выборочного капитального ремонта (7 позиций), что нашло отражение в Государственной программе города Москвы «Жилище» (2012-2016 гг.)

В бюджете на 2015 год на цели капремонта заложено всего 4,4 млрд рублей. Напомню, что поправка фракции КПРФ, нацеленная на увеличение расходов на 7 миллиардов рублей, учтена не была.

Сегодня ситуация близка к критической: износ основных фондов достигает 60-80 процентов, больше половины всех домов (26,3 тыс. строений или 108 млн кв. м) нуждаются в капитальных работах. Дальнейшая эксплуатация таких домов приводит к избыточному потреблению энергетических ресурсов, что способствует росту стоимости жилищно-коммунальных услуг и увеличению расходов на аварийно-восстановительные работы, которые всегда выше расходов на планово-предупредительные работы.

Таким образом, прежде чем собирать взносы с собственников жилья, правительство Москвы должно было подумать о том, как выполнить свои обязательства по капремонту и где взять финансовые средства на эти цели. Пока не будут проработаны эти вопросы, вводить платежи для москвичей недопустимо».

Большинством голосов гражданская инициатива отклонена, «за» проголосовали только депутаты фракции КПРФ.

Пресс-служба фракции КПРФ в Мосгордуме