Валерия Ходченкова: Вторая мировая по-американски, или Брэд Питт против «СС»

    Во время недавно прошедших праздников имела неудовольствие посетить показ фильма «Ярость».

 

    Впечатление от фильма очень неоднозначное. Дэвиду Рэю удалось соединить советскую героическую повесть о войне с типичным бездумным американским боевиком в стиле «Рэмбо».

История рассказывает о последнем месяце войны и судьбе одного экипажа среднего американского танка «Sherman», возглавляемого Брэдом Питтом.
И несмотря на то, что рассказывается об американском экипаже, остается стойкое впечатление, что это солдаты наши, Советские, ибо ну не могут американцы остаться в подбитом танке, сражаться с батальоном СС, в то время, когда война уже заканчивается и «ежу понятно» в чью пользу. Это как-то слишком по-нашему. И есть все признаки отечественной героической саги. 5 простых «советских парней», встречают героически свою гибель во имя общего блага.
Также радует и картинка, снятая, кстати, нашим соотечественником — оператором Романом Васьяновым.
Но на этом плюсы и заканчиваются, дальше начинается «Рэмбо». Со всеми присущими ему аспектами: не убиваемые главные герои (и их техника) и непроходимая глупость их противников. Два противотанковых орудия не могут справиться с четырьмя танками, постоянно промахиваются, при этом одно орудие начинает стрелять лишь после гибели другого. Тигр (ведущий всегда бои на расстоянии за счет того, что орудие позволяет стрелять дальше чем может противник) мчится на встречу «Sherman», как бы приглашая зайти того сзади, к самому уязвимому месту, а потом даже не стреляет, услужливо ожидая свою «кончину». Ну и апогей – это, конечно, битва с батальоном СС, в которой вышеупомянутый батальон с наличием фаустпатронов и гранат не может справиться с экипажем подбитого танка, и немецкие солдаты просто-таки выстраиваются в ряды, дабы Брэду Питту было удобно их расстреливать. И целые и почти невредимые трупы членов экипажа после взрыва двух гранат внутри танка.
Понятно, что о Советских войсках в фильме не говорится ни разу — сей факт не удивляет. Американское кино всегда конъюнктурно.
Встречаются лишь возмущенные реплики главных героев: «Почему мы не идем на Берлин?» Очень хотелось ответить бедолагам:
«Потому что вы в 600 км от Берлина, а Советские войска уже непосредственно под Берлином замечательно обходятся без «не убиваемых» «Sherman». Ещё один факт как бы намекает на присутствие некой третьей силы помимо США и Германии. Становится непонятно, как гитлеровская Германия «нагнула» полмира, несмотря на откровенную «тупость» своих солдат и офицеров (по вышеописанным причинам: вспомните «Тигр», Фаустпатроны и т.д). Но если знать, что под Берлином Советские войска, то сразу становится понятно, что все боеспособные подразделения воюют с ними, а с американцами и «дебилы» справятся (и ведь все равно же справились).
Как русский человек, я могла только возмутиться. Но успокоившись через некоторое время, я поняла, что для американского юного (и не очень) зрителя кино снято отлично. И нам стоит у них этому поучиться. Именно так про свою историю и надо снимать. Мы – герои, с нами «рядом никого не валялось». Мы спасители мира. И никаких других вариантов, тем более что, в отличие от Америки, МЫ имеем на это право.

Автор: Валерия Ходченкова