Оптимизация системы здравоохранения вызывает много вопросов

оптимизация

О посещении «Детской городской поликлиники №39» мы побеседовали с депутатом Московской городской Думы Николаем Зубрилиным.

«Экскурсия вообще интересное дело, а если вы посещаете такое учреждение как детская поликлиника, то это вдвойне интересно с учётом проводящейся так называемой оптимизации московского здравоохранения. Детскую городскую поликлинику №39 мне довелось посетить 29 мая вместе с депутатом Московской городской Думы Картавцевой Ларисой Руслановной. По результатам «Отчёта за 2014 год» поликлиника оказала медицинскую помощь детскому населению в количестве 45565 человек.

«АЦ ГБУЗ «ДТП №39» является клинической базой кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физической культуры; кафедры поликлинической и неотложной педиатрии. Кафедры общественного здоровья и здравоохранения РНИМУ им.Н.И. Пирогова».

Плановая мощность 320 посещений в смену, фактическая мощность 394 посещения в смену. Поликлиника обслуживает 20 дошкольных учреждений с общим количеством детей – 3375 человек, 6 школьных учреждений с количеством детей – 4670 человек, 2 колледжа с количеством детей – 441 человек. При поликлинике работает молочно-раздаточный пункт. В МРП проводится бесплатный отпуск продуктов питания по заключениям врачей, для отдельных категорий детей и женщин, являющихся жителями Москвы. Укомплектованность врачами всех специальностей – 89%, средним медперсоналом – 71%, младшим медперсоналом – 60%.

Изучив (насколько это возможно непрофессионалу) цифровые показатели, статистику, отчёты и информацию я обратил внимание на следующее: «…структурные реформы в медицине проводятся, чтобы избавиться о неэффективных расходов, оптимизировать сеть больниц и поликлиник, за счёт этого обеспечить дальнейший рост зарплат медицинских работников, а главное, повысить качество медицинского обслуживания».

В 2014 году из поликлиники  №39 уволились по собственному желанию врачи — 25чел., средний медицинский персонал — 33чел., младший медицинский персонал — 6чел. Итого уволились: 64 человека, из них получили уведомление о сокращении — 3 человека, как указано: «в целях оптимизации кадрового состава и повышения мед. услуг из штатного расписания исключены должности среднего медицинского персонала — 3 медсестры».

Во время посещения поликлиники во дворе медучреждения накануне Дня защиты детей проводились детские игры, администрация поликлиники позаботилась о праздничном оформлении прилегающей территории, детей и их родителей развлекали весёлые затейники. Было видно, что детям нравится игровая программа. Кто-то рисовал на асфальте, другие принимали участие в подвижных играх, третьи в силу маленького возраста радовались праздничному представлению, сидя в детских колясках. Находясь в поликлинике, мы тоже провели небольшую акцию по раздаче небольших подарков для детей.

Мы были приглашены в отделение медицинской реабилитации. Как я понял, это связано с тем, что некоторое время назад была прекращена деятельность отделения реабилитации в другом отдельно стоящем здании. Теперь, со слов главного врача, функционирование отделения реабилитации проводится в одном месте — здесь.

Часть персонала трудоустроена в этом отделении, часть уволилась по собственному желанию. Главный врач поликлиники Павлова Светлана Викторовна провела нас по отделению, показывала кабинеты, если мы проявляли желание их осмотреть. В кабинетах чисто, оборудование готово к работе. Мы осмотрели кабинет массажа, гипокситерапии, электролечения, электросна, водолечебницы и т.д. На возникшие вопросы о малом количестве посетителей в коридорах и у кабинетов последовал ответ, что родители приходят с детьми в определённое время, поэтому единовременно нет большого присутствия родителей и их детей.

Нам было продемонстрировано рабочее место администратора у центрального компьютера, который контролирует запись на приём к различным врачам и специалистам. На экране отображались списки записавшихся, к некоторым специалистам записи были более плотными, у других имелись так называемые окна. Это зависит от желания посетителей и от уровня профессионализма специалиста, к которому больше желающих попасть на приём, объяснила главный врач Светлана Викторовна.

Мне захотелось поговорить с родителями детей. На задаваемые вопросы в кабинетах, коридорах, у окошка регистрации родители выражали одобрение качеством обслуживания в этой поликлинике. Я просил посетителей адресовать мне, как депутату, жалобы, если таковые имеются, но у самих родителей и их 6-8 летних детей жалоб не оказалось. Поговорили мы и об уровне заработной платы медицинского персонала поликлиники. Светлана Викторовна сообщила о средней заработной плате среди сотрудников в размере 80 тыс. рублей, нижний уровень зарплаты составляет 60-55 тыс. рублей. Это подтвердила находящаяся рядом администратор поликлиники, к которой я обратился для объективности, она заверила нас что получает в качестве зарплаты 60 тысяч рублей в месяц.

Естественно, я поинтересовался у главного врача, получает ли она жалобы от населения? Светлана Викторовна ответила, что конечно к ней поступают жалобы от населения, но их мизерное количество, и они имеют мелкий или технический характер. Мне, как человеку выступающему за доступное и бесплатное здравоохранение, захотелось задать вопрос моим собеседникам о их отношении к проводимым реформам.

На сайте поликлиники №39 имеется информация о перечне платных услуг населению и льготах в размере 25%, если платными услугами пользуются инвалиды с детства и многодетные семьи. Мной было выражено отрицательное отношение к платным услугам в медицине вообще и в детской поликлинике, в частности. Главный врач Светлана Викторовна объяснила это вынужденной необходимостью зарабатывать. Депутат мосгордумы Картавцева Лариса Руслановна врач высокой квалификации, много лет проработавшая главным врачём поликлиники и сегодня являющаяся руководителем крупного медицинского учреждения, пояснила о необходимости оптимизации системы здравоохранения. Это убеждение у неё исходит из знания ситуации в московской медицине. После небольших дебатов по отношению к реформе московского здравоохранения посещение детской поликлиники завершилось. Каждый из нас остался при своём мнении относительно оптимизации московского здравоохранения. Мы поблагодарили главного врача детской городской поликлиники №39 Павлову Светлану Викторовну за посвящённое нам время, пожелав всего наилучшего ей и трудовому коллективу поликлиники.

Рассмотрим три существенных показателя проводимой реформы: первое — оптимизация (сокращение) расходов бюджетных средств выделяемых на содержание системы  здравоохранения г.Москвы;  второе — оптимизация (сокращение) количества врачей, медсестёр, технических работников;  третье – оптимизация (сокращение) количества больниц и поликлиник. При любых реформах есть непреложное правило, которое необходимо учитывать — «не навреди». В данном случае следует предусмотреть, как отражаются на качестве обслуживания населения  новации и изменения в московской медицине?

Среди москвичей есть стойкое негативное отношение к проводящимся реформам. Внедрённые правила о обязательном посещении врача-терапевта нарушили устоявшуюся привычную схему для пациентов. Диспетчеризация врачом-терапевтом потока больных удлиняет временной промежуток между посещением  врачебных кабинетов.

Зачастую при такой системе больной ожидает приёма нужным специалистом несколько дней. А в это время болезнь или недуг продолжает разрушать здоровье.  В период ожидания может произойти осложнение. При острой фазе заболевания пациента конечно примут как остро нуждающегося в медицинской помощи. Тут возникает вопрос, кто виноват в обострении болезни? Объективно вины медиков  вроде бы нет, пациент получил талончик, у него имеется дата и время посещения специалиста, а ухудшение самочувствия наступило в период ожидания. Но ведь этого кризиса могло и вовсе не быть, если вместо периода ожидания пациент мог получить медицинскую помощь немедленно, в день обращения, и курс  его лечения был бы  начат сразу, без ожидания. Прежняя система в этом отношении представляла из себя более быструю и более доступную медицинскую помощь для больных.

Объединение поликлиник привело к тому, что жители разных районов вынуждены добираться за несколько километров в те учреждения, куда их направил доктор. Это отдаляет медицинские услуги от населения, создаёт неудобства, увеличивает время посещения медучреждений. Вопросы связанные с сокращениями количества медучреждений тоже вызывают много нареканий. К примеру, жители северо-восточного административного округа очень сожалеют о закрытии городской больницы №11. Об этой больнице всегда ходила добрая, заслуженная слава среди москвичей.  И вот тут обнаруживается неискренность рассуждений реформаторов, что они якобы избавляются от «неэффективных, плохо работающих больниц и поликлиник».

Медучреждения строились в своё время с учётом плотности населения, в последние годы эта практика не соблюдается в  отличии от 80-х, 90-х годов. За последние 15 лет Москва стала стремительно разрастаться в территориальном плане и в количестве проживающего населения тоже. Количество москвичей и количество проживающих в Москве не одно и то же! Есть данные, что сейчас в Москве количество проживающего населения с учётом приезжих на заработки составляет 14 миллионов. И это оказывает негативную нагрузку на соцсферу г.Москвы, в т.ч. и на систему здравоохранения. Есть мнение, что в Москве не хватает больниц и поликлиник, не хватает специализированного медицинского оборудования, не хватает врачей, хирургов, медсестёр, технического персонала. Но реформаторы вместо расширения сети медучреждений, наоборот их сокращают!

Несколько лет назад в здравоохранении стали происходить негативные процессы, снижение финансирования, снижение трудовой дисциплины, безответственность руководящего звена, снижение контроля государственных органов власти за деятельностью чиновников от медицины.

Недостатки в медицине не являлись отдельными случаями, такие процессы происходили и в образовании, и в системе ЖКХ, и в промышленности. Любой реформатор сейчас сразу скажет: «При социализме бюджетные средства распределялись «неэффективно» и сейчас в рыночных условиях когда государство «не имеет возможности» содержать систему здравоохранения, равно как и систему образования, остаётся проводить реформы, а это неизбежно приводит к сокращениям штатов, сокращению количества зданий и сооружений находящихся на балансе министерств и ведомств». И тут возникает следующий вопрос: куда делись денежные средства на которые ранее содержалось  здравоохранение? «Если деньги где то убывают — в другом месте прибывают!»

Распределение денежных потоков происходит при определённой системе. Сейчас создана система позволяющая перекачивать сотни миллиардов  рублей в карманы олигархов. А ведь эти сотни миллиардов рублей можно было направить в бюджет страны, а оттуда данные средства можно направлять на финансирование всей соцсферы. Что получается — в стране создана группа олигархов, но в то же время люди лишились бюджетных денежных средств на содержание бесплатного здравоохранения, образования и доступного социального жилья!

Давайте зададимся вопросом, можно ли честно заработать за год несколько миллиардов рублей? Конечно, нет! Такие суммы можно только присвоить, используя при этом некие недостатки в законодательстве, в частности  пролоббированные и принятые законы, способствующие сомнительному обогащению «эффективных собственников». Созданы тысячи паразитирующих на населении России финансовых структур, различные страховые компании, финансовые фонды, ипотечные системы, коммерческие банки и т.д. Конечно, в условиях рынка все эти явления неизбежны и допустимы, но во всём должна быть мера.

Людям необходимы несколько условий для достойного проживания: бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, бесплатное социальное жильё всем нуждающимся и рабочие места! Эти условия может создать только государство! Все разговоры о том, что каждый сам должен устраиваться и зарабатывать на жизнь, не стоят ничего, если мы прочтём российскую Конституцию. А исходя из объективного права на наследство, все мы имеем право пользоваться имущественным наследием СССР, но почему-то наше наследие растащили те, кто к его созданию не имеет никакого отношения! Всё создавал народ, он и должен пользоваться результатами труда своих предков. Ведь это нечестно, когда колоссальные материальные результаты 70-ти летней деятельности советской власти присвоила кучка жуликоватых реформаторов.

В государстве созданы условия для обогащения нескольких сотен олигархов ежегодно зарабатывающих миллиарды и не созданы условия для достойного проживания народа. А ведь на содержание системы здравоохранения нужно всего несколько процентов от суммы доходов одного  олигарха. Почему люди должны платить из своих копеечных средств за лечение, а олигархи получают незаслуженные сверхдоходы? И опять возвращаемся к тому, кто виноват и что делать?

Эту систему создало государство, и оно в силах её изменить, т.е. оптимизировать. Уже много слов говорилось о социальной ответственности бизнеса, много копий сломано вокруг  доходов от природной ренты, а воз с миллиардами рублей и ныне там — у олигархов.

Считаю, что система здравоохранения должна быть бесплатной и доступной. Поликлиники, больницы должны быть обеспечены высококачественным медицинским оборудованием, количество медучреждений должно быть достаточным с учётом плотности проживающего населения в районах.

Нет никаких оснований переводить на коммерческую основу государственные медучредения. Нельзя предоставлять платные медицинские услуги в государственных поликлиниках и больницах. Наличие платных услуг в государственных поликлиниках и больницах – путь к коммерциализации всей системы здравоохранения, путь к злоупотреблениям и коррупции.

Возможность обогатиться на предоставлении платных услуг населению совращает сотрудников государственных медучреждений, снижает уровень ответственности за результаты своей работы и способствует снижению авторитета благородной профессии врача. Государство обязано обеспечить работников медицины достойной зарплатой, достойными условиями работы, социальными гарантиями и обеспечить их бесплатным социальным жильём в строгом соответствии с Конституцией России.

Платная медицина должна существовать параллельно, за счёт самоокупаемости, именно такое условие будет составлять настоящую конкуренцию государственной медицине. Существование двух форм собственности в системе здравоохранения будет обеспечивать качественное и бесплатное обслуживание основной массе населения и предоставлять возможность бизнесу предоставлять платные медицинские услуги желающим в частных поликлиниках и больницах.

Тут также нужно соблюдать условия о запрете приватизировать существующие государственные поликлиники и больницы. Решения о объединении поликлиник и больниц, принятые в рамках оптимизации, необходимо отменить, потому что это в перспективе приведёт к закрытию появившихся филиалов. Все поликлиники и больницы нужно сохранить, вернуть уволенных сотрудников, увеличить финансирование здравоохранения, навести порядок в управлении здравоохранением в министерствах, ведомствах и департаментах. Будет неплохо, если итогами «оптимизации» здравоохранения займётся Генеральная Прокуратура Российской Федерации».

 

Пресс-служба Кировского МО КПРФ