Фильмы о Великой Отечественной войне: разучились снимать или научились зарабатывать?

Фильмы о Великой Отечественной войне

В последнее время мы все больше и больше убеждаемся в том, что кинорежиссеры разучились снимать художественные фильмы о Великой Отечественной войне. Каждый год, в преддверии Дня Победы, нам представляют очередную картину о событиях одного из самых трагичных периодов в истории нашего государства. И слово «картина» я выбрал не случайно. Тяжело назвать историческим фильмом то, что является не более чем красивой фантазией или попросту коммерческим проектом. В среде кинокритиков и обзорщиков есть подходящее выражение – «энтертейнмент» (от англ. Entertainment – развлечение, зрелище). И если чужие для нас события троянской войны в зрелищной интерпретации Вольфганга Петерсена смотрятся легко и непринужденно, то такая тема как Великая Отечественная Война попросту ещё не выветрилась из сознания русского человека.

Ярким примером «вредного кино» о ВОВ, оставляющего после себя кучу вопросов является фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Ориентированный исключительно на кассовые сборы и молодого зрителя от 15 до 35 фильм, в который впихнули два с половиной ведра спецэффектов и приправили любовной историей для своеобразной иллюзии драмы. Кроме дома Павлова в фильме нет ничего, что указывало бы на реальную историю. Огромное количество экшн-сцен, крови и любовная история на фоне горящей техники. Зачем фильм снимали в 3D – тоже загадка, большинство зрителей согласилось, что это было излишне. К слову, фильм-сказкаБондарчука переполнен голливудской зрелищностью и пафосным патриотизмом, однако первое абсолютно не интересно старшему поколению, а второе младшему. Хотя, возможно я перегибаю, ведь создатели фильма сразу заявили, что снимают патриотический «энтертейнмент», таким образом, сняв с себя всю ответственность за историческое несоответствие.

В этот же список второсортного кино можно также включить небезызвестные  «Сволочи», «Диверсанты», «Звезда», «На безымянной высоте» и многие другие фантазии российских режиссеров. Однако не стоит сразу обвинять людей в их профессиональном несоответствии, у авторов этих фильмов есть и другие, достаточно хорошие и иногда даже замечательные работы. Проблема скорее в том, что с момента Великой Победы прошло ни много ни мало – 70 лет. И если советские шедевры, такие как «В бой идут одни старики», «Они сражались за родину», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Щит и меч» и множество других снимались людьми, заставшими эту войну своими глазами (те же Сергей Бондарчук, Владимир Басов, Пётр Тодоровский и Григорий Чухрай были фронтовиками). То современные картины снимают люди, знающие о событиях Великой Отечественной войны исключительно из рассказов отцов и учебников истории.Фильмы о Великой Отечественной войне

Именно поэтому к современным фильмам просто нельзя подходить с такими же оценочными рамками, с какими мы подходим к послевоенным лентам. Ведь в старых картинах, в отличии от нынешних, прежде всего повествовалось о положительных качествах солдат, об их героизме и преданности делу. Нам показывали истории обычных парней и девушек, которые хотели обычной человеческой жизни, но ввиду обстоятельств и отсутствия выбора им пришлось защищать родину, свой дом, своих родных и близких. Но даже на войне, в условиях малоприятных, люди не теряли того, что делало их людьми: человечности, любви, доброты, чувства юмора. Находясь на волоске от смерти, они продолжали шутить, любить друг друга и думать о пока ещё призрачном будущем.  Современные же картины больше уходят в степи западного кинематографа, все больше и больше акцентируя внимание на том, как война ломает психику человека, уносит жизни и разрушает города.

Кстати, отдельно можно поговорить и о «врагах». В фильмах советской эпохи нам, чаще всего, показывали врагов как одушевленных людей. Взять, к примеру «17 мгновений весны». Несмотря на все, что было, в нас воспитывали благородное уважение к врагу. Немцы точно также переживали, шутили, чувствовали угрызения совести. Многие, борясь со своим «Я», выполняли преступные приказы и больше всего хотели, чтобы война наконец закончилась и жизнь снова вернулась в мирное русло. Современный «киношный немец» ровно наоборот, чаще всего предстает перед нами эдакой бездушной боевой машиной с угрюмым выражением лица и повадками маньяка, который буквально на каждом шагу жжет деревни и убивает мирное население исключительно ради увеселения.Фильмы о Великой Отечественной войне

Конечно, каждый имеет право на самовыражение. Но, такими темпами, не за горами тот момент, когда в России снимут что-то вроде «Бесславных Ублюдков» Квентина Тарантино или «Ярости» Дэвида Эйра. И если бесславные – это своеобразная альтернативная реальность непостижимого Квентина, то «Ярость» российскому обывателю в принципе смотреть не желательно, ввиду особой переосмысленности и закрученности сюжета в угоду политической конъюнктуре запада.  Надеюсь, что этого не произойдет. Однако уже сейчас, многие молодые люди не могут правильно различить Вторую Мировую и Великую Отечественную войны, предполагая, что различие только лишь в названии. Возможно, лет через двадцать, наши дети будут смотреть тех же «Бесславных Ублюдков» или «Ярость» и думать, что это фильмы, основанные на реальных событиях.

Если вы захотите посмотреть действительно хорошее кино о той войне – выбирайте из списка советских кинолент. И пусть он не будет блистать дорогими спецэффектами – зато вы можете быть уверены, что фильм снят по воспоминаниям наших отцов и дедов, и это намного честнее по отношению к зрителю, чем полузападный коммерческий проект, основанный на домыслах и фантазиях сценаристов.

И самое главное! Не важно кто снял военный фильм и сколько в нем приврали, главное – чтобы войну мы видели только на экране, а не в жизни.Фильмы о Великой Отечественной войне

Автор: Дмитрий Фильчук