Подземной сказке – 80 лет!

юбилей метро

70-летие Победы в Великой Отечественной войне – праздник, который отгремел на всю страну. Но москвичей и тех, кто оказался в эти дни в столице, ожидает празднование еще одного юбилея, не столь великого и грандиозного, но радостного для всех, кто любит Москву. 80 лет исполняется Московскому метрополитену.

Московское метро, построенное под руководством и личным контролем Л. М. Кагановича, открылось 15 мая 1935 года. Первая ветка шла от Сокольников до Парка Культуры с ответвлением в сторону Арбата. Метростроевцы потом вспоминали, что арбатское ответвление строить было интереснее всего: работа была особенно сложной, построить метро, не нарушая привычной жизни Арбата и не повредив старинные здания, было сродни головоломке, а некоторые представители столичной творческой элиты, жившие на этой улице, подбадривали рабочих пением с балконов… Из-за оживленности Арбата и его окрестностей Я.Е. Гитман, начальник строительства станции «Арбатская площадь», говорил, что создать эту станцию было «Все равно, что строить дворец на груди у Гулливера»…арбатская площадь

Метростроевцы не боялись тяжелой работы. Напротив, причастность к такому серьезному и невиданному делу пробуждала в них желание взять на себя самое трудное. В метростроевцы нередко записывались те, кто никогда раньше не занимался физическим трудом, вплоть до продавцов и делопроизводителей: таким ореолом романтики и величия было окружено это тяжелое, изматывающее дело. Первое время непривычные к тяжелой работе люди допускали оплошности, получали травмы, правда, в основном легкие: ушибы, порезы. Тщательный инструктаж и контроль за безопасностью позволил снижать количество травм каждый месяц: 200 случаев на строительстве станции «Смоленская площадь» в январе 1934 года – и 40 в ноябре, 54 в декабре.

Очень трудно пришлось А.И. Боброву, под чьим руководством строилось метро под Охотным Рядом. Почва, размытая Неглинкой, таила много опасностей, да и старинные склепы не способствовали надежности этого участка. Боброву и его рабочим пришлось перенести огромные трудности при возведении стен тоннелей, постоянные подтопления и даже пожар.охотный ряд

Не легче было американскому инженеру Дж.Моргану, которому доверено было руководство строительством станции «Площадь Дзержинского» (сейчас – «Лубянка»). Страшная просадка так сжимала пути на этом участке, что по ним с трудом проходила небольшая вагонетка. Пришлось заглубить станцию на три метра, трудиться практически непрерывно и с огромной точностью, чтобы штольня не задела ни одного плывуна.

Очень быстро, за полгода, построена была станция «Сокольники». Хотя начальнику строительства Н.Н. Соколову и его рабочим пришлось столкнуться едва ли не со всеми препятствиями сразу: и укрощение подземной реки, и борьба с плывунами, и даже спасение просевшего на 40 см жилого дома…

Настоящим чудом стали эскалаторы. Поначалу планировалось заказать их за границей, у фирмы «Otis». Узнав, как много эскалаторов нужно сделать за короткий срок, иностранные специалисты засомневались, что справятся. Тогда решено было обойтись без их помощи. К строительству метро были привлечены лучшие заводы Ленинграда: «Красный металлист», «Завод подъемных сооружений», Путиловский завод и другие. Более 200 вагонов с деталями пришло из Ленинграда в столицу. Эскалаторы были построены в срок.36

Текучесть кадров в метро, конечно, присутствовала, но те, кто искренне проникался идеей строительства, уже не могли никуда уйти – и особенно много среди них было женщин. Женщины составляли до 30% первых метростроевцев. По воспоминаниям М.О. Рохвагера, начальника строительства станции «Смоленская площадь», поначалу женщин на строительстве не привечали, не доверяли им важных работ, однако рвение и любовь к метро сделали свое дело: многие работницы вскоре показали себя равными соратникам-мужчинам и заслужили всеобщее уважение.

В ночь перед пробным пуском поездов строители не могли набродиться вволю по подземным дворцам и налюбоваться делом своих рук.

Когда метро распахнуло москвичам свои двери, многие из них, не привыкшие к такой красоте, долго не решались использовать метрополитен просто для передвижения по городу. На метро не ездили – катались, туда водили на свидания девушек. Но постепенно метро отвоевало законную роль основого общественного транспорта Москвы. В 1939 году в столице отменили извозчиков – и вскоре Леонид Утесов впервые исполнил полушуточную и очень светлую «Песню старого извозчика», герой которой удивленно говорил своей лошади: «Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро»…извозчик

Московскому метрополитену предстояло выстоять в войну – и даже обзавестись во время ее несколькими новыми станциями. Предстояло пережить всех генеральных секретарей, перестройку, лихие 90-е и снова начать активно расти в наши дни…

80-летие метрополитен встречает со 196 станциями на 12 линиях. До 2020 года москвичам обещано еще 78 станций.

В честь юбилея метро была возрождена акция «Голос метро». В этом месяце пассажиры могут слышать в подземке голоса любимых артистов, объявляющих станции: так, пассажиров Калужско-Рижской линии радуют Гоша Куценко и Яна Чурикова, Кольцевой – Никита Михалков и Кристина Орбакайте, Филевской – Александр Васильев и Ирина Муравьева… На Серпуховско-Тимирязевской линии в тематическом поезде к 70-летию Победы можно услышать голос Иосифа Кобзона. Не осталось без внимания и «легкое метро»: его пассажирам остановки объявляют Стас Михайлов и Анжелика Варум.

«Красная Москва» поздравляет Московский метрополитен с юбилеем и желает роста и процветания!

Автор: Наталья Веред