Круглый стол дольщиков в МГД: по 18 объектам проведены финансовые проверки

В Мосгордуме состоялось заседание «круглого стола» по теме обманутых дольщиков. По итогам обращения руководителя фракции КПРФ в МГД А. Е. Клычкова инициировано проведение финансовых расследований по 18 объектам долевого строительства.

Фракцией КПРФ в Мосгордуме проведено заседание «круглого стола» по вопросам дольщиков жилья и апартаментов Москвы, Московской Области и других регионов Российской Федерации. В заседании приняли участие граждане — представители 32 объектов, по предварительным подсчётам представляющие более 17 тысяч семей, заместитель руководителя Москостройинвеста А. А. Гончаров, руководитель Управления Росфинмониторинга по ЦАО Е. Ю. Легостаев, ответственные лица Контрольно-Счётной Палаты города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, ГУ МВД России по г.Москве, Главного Управления Строительного надзора по Московской области.

Ведущий «круглого стола» руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе А. Е. Клычков обратил внимание присутствующих, что ситуация с дольщиками достигает критического уровня, поскольку не редки случаи, когда граждане продают единственное жильё и на протяжении многих лет лишены возможности получения давно оплаченных ими квадратных метров, люди ютятся в съёмных квартирах Удивительно слышать, когда ряд чиновников обосновывают свою позицию действующим законодательством, утверждая, что это коммерческий риск каждого участника долевого строительства Нужно находить решения, мы живем в правовом государстве, и люди должны иметь понимание, как их права будут защищаться. — отметил Андрей Евгеньевич.

Только за февраль 2017 года депутатом были направлены более 70 обращений в различные инстанции органов правоохранительной и исполнительной властей.

В своём выступлении руководитель Управления Росфинмониторинга по ЦАО Евгений Юрьевич Легостаев сообщил, что по 18 организациям, которые приводились в обращениях А. Е. Клычкова, проведены полноценные финансовые расследования в том объёме, который позволяет проводить на стадии первичного анализа, по этим материалам подготовлены соответствующие заключения, схемы движения финансовых средств, которые переданы в установленном порядке в правоохранительные органы.

Андрей Евгеньевич обратил внимание на необходимость внесения возможных дополнений в проект резолюции (её доработки) на протяжении недели с дальнейшим направлением документа в органы власти. Также продолжается подготовка к Съезду дольщиков.Повторяем дольщикам наш контактный адрес электронной почты: dolshiki_01@lenta.ru, пишите и направляйте материалы.

Сергей Селиванкин

Проект, подготовлен

инициативной группой,

28.02.2017, Мосгордума

Резолюция заседания “круглого стола” по теме “Проблемы дольщиков жилья и апартаментов Москвы, Московской области и других регионов Российской Федерации”

По итогам совещаний рабочих групп фракции КПРФ в Мосгордуме по вопросам обманутых дольщиков жилья и апартаментов обращаем внимание всех ответственных органов власти, как законодательных, так и региональных на необходимость срочного принятия комплекса мер для решения указанных проблем на территории всей Российской Федерации. Полагаем, что необходимо прямое указание Президента страны Владимира Владимировича Путина губернаторам, министрам федерального Правительства для реализации мер по обеспечению граждан жильём, на примере того, как в настоящее время планируется решение по расселению пятиэтажных зданий.

Фракция КПРФ поддерживает обращение дольщиков от 27 января 2017 года и берёт его за основу резолюции заседания “круглого стола”, проходящего в Мосгордуме 28 февраля 2017 года.

Оценка сложившейся ситуации в долевом строительстве

Обманутые дольщики выражают свое мнение и позицию по совершенствованию реальных механизмов защиты граждан, вложивших свои денежные средства в строительство жилья. К сожалению, проблема остановленных строек не находит должной поддержки со стороны государственных органов, и граждане страны, попавшие в финансово-строительные пирамиды, вынуждены выживать, потеряв жилье и денежные средства. Обманутые дольщики оценивают ситуацию в долевом (кооперативном) строительстве жилья как наиболее острую социальную и экономическую проблему государства, которая на сегодняшний день не решается, не смотря на принимаемые меры.

Мы считаем обязанностью депутатов — защитить граждан страны от криминального строительного бизнеса и инициировать принятие срочных и действенных мер Правительством РФ и Президентом РФ по обеспечению жильем обманутых и обворованных граждан, вложивших свои деньги в строительство жилья!

Просим рассмотреть возможность разработки закона об участии граждан в строительстве жилья с государственной поддержкой и переработку существующего закона о долевом строительстве, который защищает исключительно частный капитал и юридических лиц. В сложившейся практике действующий закон поставил граждан, обманутых дольщиков в условия жесточайшего унижения и уничтожения в многочисленных бюрократических структурах, судах, с непосильной оплатой ипотечных кредитов и долгов. Назрела необходимость замены существующей системы «теневого» бизнеса на правовые и прозрачные системы в целях сохранения социальной стабильности общества и государства.

Строительство многих объектов остановлено более 15 лет, и средства Федерального бюджета, выделенные на выполнение программы «Жилище», не достигли своей цели, в результате — сотни тысяч граждан только в Москве и Московской области остались без жилья по причине банкротства, самоликвидации или мошенничества со стороны застройщиков. Это позволяет осуществлять действующее законодательство РФ, в частности: Закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» и Закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Существующие проблемы в действующем законодательстве

  1. Статья 201.10. Закона о банкротстве предполагает погашение требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства и предполагает восстановление прав дольщиков путем создания ими жилищно-строительного кооператива и передачи на баланс недостроенного застройщиком многоквартирного дома.

Считаем необходимым данную норму закона о банкротстве признать неконституционной, так как она узаконила нецелевые растраты застройщика (объект жилищного строительства не создан). Действующий механизм позволяет застройщикам, минуя финансовые и аудиторские проверки, заниматься откровенным хищением денежных средства граждан — участников долевого строительства при остановке строительства и инициировании в отношении застройщика процедуры банкротства.

Участники долевого строительства жилья требуют срочно скорректировать данный законодательный пробел через закрепление в законодательстве механизма проведения экспертизы с целью оценки объекта незавершенного строительства жилого дома (квартиры, блок-секции и т.д.) и определения фактических затрат на их строительство.

  1. В случае остановки строительства и передачи объекта незавершенного строительства необходимо законодательно закрепить требование о соответственном уменьшении цены договора, с правом предъявления требования о взыскании с застройщика в денежной или имущественной (натуральной) форме разницы между фактически оплаченной суммой участником жилищного строительства и фактическими затратами застройщика на создание объекта незавершенного строительства.

При банкротстве застройщика, генерального подрядчика, технического заказчика или иных обстоятельствах, повлекших остановку строительства и нарушение сроков передачи объекта более чем на 9 месяцев, данная процедура оценки и государственной экспертизы должна быть проведена в установленном законом порядке.

  1. Считаем неправомерным внесение последних поправок Министерства юстиции по включению в реестр обманутых дольщиков граждан, с правом претендовать на возмещение от государства, лишь тех дольщиков, которые полностью оплатили всю сумму, прописанную в договоре долевого участия в установленный срок. Это положение противоречит ст. 9 и п.2 ст.1, п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона № 214-ФЗ, позволяющего участнику долевого строительства прекращать исполнение обязательств по оплате, в связи с остановкой строительства и неисполнением застройщиком своих обязательств. Данная вводимая норма позволяет застройщикам извлекать преимущество из своего незаконного и недобросовестного поведения, что противоречит Гражданскому кодексу РФ.

Инициируемое Правительством РФ ограничение позволит застройщикам преднамеренно останавливать строительство и «выходить на банкротство» с целью обогащения. Ст. 1102, ст. 1104 Гражданского кодекса РФ гарантируют ответственность лица, извлекшего выгоду из приобретения денежных средств дольщиков при передаче незавершенных строительством объектов. Гражданский кодекс предусматривает ответственность приобретателя за извлечение необоснованной выгоды в виде разницы между полной оплаченной ценой договора и понесенными застройщиком затратами на создание незавершенного строительством объекта. Инициируемая норма ставит участников долевого строительства в заведомо невыгодные условия и приведет:

  • к массовому неосновательному обогащению застройщиков и еще большему хищению денег граждан.
  • финансы на поддержание ипотечных кредитов для населения использовались для создания несуществующего жилья.

Бесконтрольное расходование денежных средств участников долевого строительства жилья приводит к тому, что за счет средств дольщиков строится общее имущество многоквартирного дома, которое впоследствии перепродается в виде пентхаусов или цокольных этажей другим лицам или сдается в аренду аффилированными с застройщиками лицами. За счет средств граждан создаются объекты социальной и общей инженерной инфраструктуры, которые являются частной собственностью юридических лиц, предоставляющих услуги ЖКХ гражданам, участникам строительства.

После сдачи многоквартирных домов в эксплуатацию, к моменту передачи квартир дольщикам, с объектов исчезает инженерное оборудование, и дольщики повторно тратят денежные средства на его приобретение. Все эти виды мошенничества имеют место на практике, из-за недоработок в законодательстве.

Необходимы законотворческая инициатива и инициирование отмены Федерального Закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», с одновременным внесением изменений в Федеральный Закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части передачи гражданам вместо жилья объектов незавершенного строительства.

Предложения обманутых дольщиков

1) Просим принять меры по осуществлению индексации денежных средств обманутых дольщиков в соответствии со ставкой рефинансирования за каждый год просрочки передачи объекта дольщику и включить их в суммы, подлежащие компенсации обманутым дольщикам.

2) Просим принять меры по индексации денежных средств граждан (обманутых дольщиков), подлежащих взысканию с застройщика, в случае его банкротства, за каждый год просрочки передачи объекта участнику долевого строительства с обязательным включением суммы индексации в требование кредиторов (обманутых дольщиков).

3) Просим разработать механизм возврата денежных средств, выделенных банкам или другим ведомствам и агентствам (АИЖК) в государственную казну, в случае остановки строительства и признания жилого строения объектом незавершенного строительства. В случае банкротства или самоликвидации застройщика проценты по ипотеке, удержанные с участников долевого строительства, должны быть возвращены обманутым дольщикам. Что позволит взять под контроль деятельность банков и исключить коррупционную составляющую банков и иных ведомств и агентств, участвующих в «серых схемах» строительного бизнеса.

4) Участники жилищного строительства — граждане требуют ответственности банков за преднамеренное прекращение кредитования строительства, вплоть до лишения лицензий на осуществление банковской деятельности, т.к. все застройщики перед кредитованием проходили процедуру проверки и аккредитации банками и АИЖК. Участники долевого строительства требуют проведения проверок всех остановленных объектов и проверку разрешений на выдачу военных ипотечных кредитов и кредитование по системе НИС, в связи с массовым обманом граждан, взявших ипотеку на аккредитованные по военной ипотеке объекты жилищного строительства. Этот механизм нанес непоправимый вред государству и военнослужащим.

В отношении застройщика и технического заказчика должна быть предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение денежных средств и необоснованное обогащение.

5) 3ачастую банками осуществляется аккредитация объектов для предоставления колоссальных кредитов застройщикам под заведомо нереализуемые объекты жилищного строительства. Задачей таких «бизнес-проектов» является привлечение средств граждан и инвесторов, а затем «выход на банкротство». За счет отсутствия реального контроля за строительством происходит завышение смет и замена материалов на дешевые и менее качественные, а вместо профессиональных подрядчиков на стройках работают люди с низкой квалификацией. Все это прикрывается дорогостоящими контрактами и договорами.

По факту застройщик и технический заказчик являются аффилированными лицами, что позволяет вместо контроля за строительством со стороны технического заказчика осуществлять прикрытие хищений на стройке и фальсифицировать акты выполненных работ. Законодательство должно исключить подобную практику, четко определив ответственность и функции технического заказчика, в том числе, и перед государственными контролирующими органами.

6) Благодаря внесенным и принятым Государственной Думой 30 июня 2006 года поправкам в ФЗ № 214-ФЗ, банки освобождены от субсидиарной ответственности за остановленные стройки и выброшенные государством деньги на поддержку ипотечного кредитования. Через внесенные поправки, строительные компании получили право в одностороннем порядке, в случае остановки строительства, расторгать договоры долевого участия при прекращении оплаты дольщиками «замороженной» или брошенной стройки. В случае банкротства застройщика такие участники долевого строительства теряют и деньги, и жилье, также не будут иметь права на компенсации от государства, благодаря последним поправкам по внесению обманутых граждан в реестр обманутых дольщиков. Эта мера принуждает дольщиков оплачивать 100% цены договора даже при остановленном строительстве. Данная мера незаконна и недопустима!

7) Необходимы изменение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности по учету затрат на строительство жилых многоквартирных домов с участием денежных средств граждан, ипотечных кредитов и банковских кредитов застройщиков, аккредитованных по государственным программам поддержки жилищного строительства. Отчетность по расходованию материально-финансовых средств, предоставлению планов-графиков работ и актов выполненных работ должна быть открытой и публиковаться на сайтах застройщиков вместо фотоотчетов, предусмотренных в новых поправках к законодательству. Обманутые дольщики критически относятся к инициативе представлять отчет через фотоматериал, так как ни один государственный служащий или депутат не пожелает получать заработную плату в виде фотоотчетов.

8) Обращения в органы исполнительной власти и их ответы позволяют утверждать об отсутствии реальных механизмов контроля, наказания, а также недопуска на строительный рынок недобросовестных застройщиков.

Выводы:

1) Под видом жилищного строительства, фактически происходит ограбление граждан. Через правовые и финансовые механизмы поддержки такого жилищного строительства, колоссальные средства бюджетов различных уровней идут на решение проблем заброшенных строек и обманутых дольщиков. Происходит бесконтрольная растрата бюджетных средств и средств граждан по всей стране.

Сложившаяся практика привела к тому, что участники долевого строительства вынуждены принимать в собственность объекты, не являющиеся жильем, что противоречит ст. 15 Жилищного кодекса РФ, так как объект незавершенного строительства не может считаться жилищем.

Необходимо законодательно закрепить перечень требований к описанию объекта жилищного строительства в договорах с гражданами, участниками строительства, с обязательным включением проектно-сметной документации, полного перечня применяемых материалов, их качества и объема, видов отделки; перечня элементов благоустройства придомовой территории, описания общего имущества многоквартирного дома с указанием площадей, инженерного оборудования и используемых материалов.

2) Цена договора с участием средств граждан должна составлять затраты на создание объекта жилищного строительства и стоимость услуг застройщика. Данный механизм закрепит ответственность застройщика и технического заказчика по созданию объекта, соответствующего договорным обязательствам и исключит возможность снижать себестоимость за счет ухудшения качества работ, материалов и изменений технических характеристик строящегося объекта.

3) Необходимо инициировать внесение изменений в порядок внесения граждан в реестр «обманутых дольщиков», с отменой требования 100% оплаты по ДДУ. Решение о включении граждан в реестр должно быть принято исполнительным органом власти, по результатам проведения оценочной экспертизы объектов незавершенных строительством и результатам аудиторской проверки с перерасчетом затрат и цены договоров с гражданами на незавершенный объект.

Граждане не должны доказывать исполнительным и контролирующим органам свой статус «обманутого дольщика». Ответственность за защиту прав дольщиков (пайщиков) и возмещение причиненного им вреда должны возлагаться на государственные исполнительные органы власти и должностных лиц, вплоть до уголовной ответственности.

Предложения: 

  • Просим внести в законодательство РФ предложенные механизмы, способные защитить денежные средства граждан, участников строительства жилья и финансы государства от нецелевого использования. Обвал второго этапа программы жилищного строительства 2011-2015 гг участники долевого строительства возлагают на несовершенство законодательства и отсутствие реального механизма контроля и защиты прав граждан и их денежных средств.
  • Настаивать на возобновлении функционирования рабочей группы по дольщикам в Следственном Комитете РФ.
  • Направить резолюцию Президенту РФ В. В. Путину, Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву, Генеральному Прокурору РФ Ю. Я. Чайке, Председателю Следственного Комитета РФ А. И. Бастрыкину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. В. Володину, Мэру Москвы С. С. Собянину, Губернатору Московской области А. Ю. Воробьёву, Губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко – с предоставлением ответов руководителей в установленные законом сроки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.