Автомобиль ЗиЛ – легенда советского автомобилестроения

На улицах Москвы до сих пор встречаются автомобили ЗиЛ различных модификаций.

В недавнем прошлом невозможно было представить любую хозяйственную деятельность без этого удобного и надёжного автомобиля. Биография легендарного автозавода ЗиЛ является неотъемлемой частью биографии Советского Союза, его промышленной и оборонной мощи. С автомобилем ЗиЛ связано освоение целины и строительство электростанций, освоение Сибири и открытие новых месторождений нефти, угля, газа, полезных ископаемых. Посев, выращивание и сбор урожаев также нельзя представить без автомобилей ЗиС и ЗиЛ. Страна помнит легендарные автомобили «ЗиС-5», ЗиС-150 , ЗиС-151 производимые на «Заводе имени Сталина» и ЗиЛ -157 и ЗиЛ-164 производимые позже. В 70-х, 80-х годах автомобили ЗиЛ тысячами отправлялись на экспорт и были востребованы по всему миру. У завода было несколько филиалов по всему Советскому Союзу. В столице Мордовии городе Саранске комплектовались автомобили- самосвалы ЗиЛ -555, в Чите собирались спец-автомобили ЗиЛ в «северном» варианте с двойными стёклами, различные модификации выпускались и в других городах СССР.Zis_101_opytnyj_1

Но, времена изменились и к сожалению не в лучшую сторону. В Москве за последние 25 лет уничтожены крупные отраслевые производства — завод по производству шарикоподшипников ГПЗ-1, завод «АЗЛК», ТМЗ — Тушинский машиностроительный завод, завод Калибр, Динамо, завод «Серп и Молот»  и др. Еле сводят концы с концами крупные оборонные предприятия, такие как «НИИТП», где более половины производственных площадей отдано в аренду коммерческим структурам. Оборонное предприятие Федерального значения «МИТ» сократило трудовой коллектив более чем на 7 тысяч человек: было 10 — стало менее 3 тысяч. Цеха простаивают, часть заводской земельной территории в 2004 году была передана в аренду коммерческим структурам. Но настоящим преступлением является уничтожение флагмана советского автомобилестроения — завода ЗиЛ.1339068319

На период 1990 года трудовой коллектив автомобильного завода ЗиЛ составлял более 70 тысяч человек, работающих в три смены. Автомобиль ЗиЛ был очень качественным, мощным, многоцелевым транспортным средством. Его модификации 70, 80-х годов имели широкий перечень от ЗиЛ-130, 131, 555, до спецавтомобилей изготавливаемых для работы в тяжелых Северных условиях. Автомобили ЗиЛ широко использовались в Советской и позже в Российской армии. Особенно важную роль в Армии играли спецавтомобили такие как КУНГ (кузов универсальный нормального габарита) и ПАРМ (передвижная авто-ремонтная мастерская). ЗиЛ был незаменимым помощником в любых условиях эксплуатации, и что особенно важно, автомобиль легко поддавался ремонту в полевых или боевых условиях, простые и надёжные агрегаты быстро восстанавливались, что очень важно при выполнении боевых задач по перевозке личного состава, вооружения и техники в том числе и буксируемой к месту назначения. Многие агрегаты автозавода ЗиЛ широко использовались на других моделях автомобилей. На автомобили Урал-375 и 377 устанавливался «зиловский» двигатель с увеличенной камерой сгорания для повышения мощности, на автобусах междугородных перевозок Лаз – 695 и 697, а также на внутригородском пассажирском автобусе Лиаз-677 тоже использовались двигатели производства ЗиЛ.

Если рассматривать более подробно ситуацию с уничтожением завода  ЗиЛ можно смело утверждать – это настоящая диверсия против государства, против обороноспособности России. Мотивов разорения автозавода  ЗиЛ, на мой взгляд, несколько, и все они некстати сошлись именно на этом производстве.

В начале 90-х годов наступила стадия очернения всего советского. «Реформаторы» старались охаить советскую плановую экономику, советскую технику, советский автопром. Но автомобиль марки ЗиЛ, в связи с его высоким качеством дискредитировать было невозможно, (как невозможно дискредитировать танк Т-34, автомат Калашникова, трактор МТЗ-50, стратегическую ракету МБР-18) и тогда новоявленные «распорядители» просто прекратили сбыт автомобилей марки ЗиЛ по соображениям якобы «невостребованности на рынке», и стали сворачивать производство. Потом провели несколько злонамеренных, вредительских процедур, доведя завод «Лихачёва» до практического банкротства.

Искусственное разорение завода ЗиЛ особенно выделялось на фоне государственной поддержки автозавода «Камаз». Если рассматривать уровень качества — оба автомобиля приблизительно равны. Но тут разные сегменты по грузоподъёмности, маневренности, габаритам и ремонтопригодности. ЗиЛ — как автомобиль среднего грузового класса был востребован в сельской местности, во всех сферах народного хозяйства и обороны. «Камаз» как более тяжелый и более мощный занимал почётное место тяжеловоза и, так же как ЗиЛ, использовался в сельском хозяйстве, в промышленности и в армии. Автомобиль «Камаз» со «спальным местом» массово использовался дальнобойщиками при дальних грузоперевозках. Между автомобилями ЗиЛ и «Камаз» произошло естественное «разделение труда». Таким образом, оба автомобиля имели востребованность и долгосрочную перспективу служения государству.

Одно из основных качеств автомобиля — его ремонтопригодность. По ремонтопригодности «Камаз» имел некоторые сложности по сравнению с автомобилем ЗиЛ. Намного сложнее провести ремонт двигателя автомобиля «Камаз», особенно в полевых условиях или в боевой обстановке, в связи с тем что дизельный двигатель имеет ряд технических и технологических сложностей. Точность обработки деталей поршневой группы дизельного двигателя намного выше и поэтому качество ремонта является более строгим по сравнению с бензиновым двигателем автомобиля ЗиЛ. Дополнительно сложным агрегатом на дизельном двигателе является топливный насос высокого давления, что в общем усложняет конструкцию силового агрегата и топливной системы в частности. Система смазки тоже сложнее, дизельный двигатель, по сравнению с бензиновым, требует более стабильного и высокого давления масла в системе смазки двигателя.

К слову сказать, последние модели ЗиЛ в основном тоже были дизельными, но мы сейчас говорим о неоправданной, так скажем, массовой «дизелизации» грузовых автомобилей, которая коснулась и России. Понятно, что основное достоинство дизельного двигателя – мощность. Но при современных технологиях можно создать мощный, не уступающий дизельному — двигатель бензиновый, и он будет в производстве даже дешевле дизельного. А если сравнивать наносимый вред природе, то по выбросу отработанных газов дизельные двигатели намного «грязнее», чем бензиновые. И в первую очередь потому, что дизельное топливо само по себе является менее «очищенным» по сравнению с бензином. Возможно, тут имеется заинтересованность крупных мировых производителей топлива, им легче и дешевле производить дизельное топливо, чем бензин, однако розничная стоимость дизельного топлива, как мы видим, не уступает цене бензина. В итоге технологические сложности производства дизельных двигателей с лихвой окупаются сверхприбылями получаемыми от сбыта дизельного топлива. Классическое правило «смотри кому выгодно» здесь подходит вполне!

Почему привожу такие подробности по автомобилям ЗиЛ и «Камаз»?

Есть обоснованное мнение, что в период разорения промышленности и накала псевдорыночной конкуренции 90-х годов, перед властями встал вопрос, какому заводу отдать приоритет? Советскому флагману автомобилестроения ЗиЛ или заводу «Камаз», находящемуся в Татарстане? Для недопущения массовой безработицы и нестабильности назревающей в то время в республике Татарстан приоритет был отдан заводу «Камаз». Таким путём Москва поддержала республиканские элиты, которые по объективным причинам в то время были не совсем конструктивными по отношению к центральным властям.

Дополнительно «против» автозавода  ЗиЛ сработал фактор того, что, находясь в черте города Москвы, территория завода представляла лакомый кусок для застройщиков. Чиновники, конечно же,  это оценили по-своему, «по-рыночному». Но в данном случае была возможность перемещения автозавода на другие территории, к примеру, в Подмосковье, но цель была, видимо, другая – совсем ликвидировать автомобильный завод ЗиЛ. Возможно, имя Иосифа Виссарионовича Сталина, которое завод носил в самом начале своего существования тоже сыграло свою роль. В то время «реформаторы» ради избавления от советских символов и Сталинского наследия готовы были пойти на всё, и даже на ликвидацию автозавода ЗиЛ.

Следует отметить, что в 1990 году автомобильный завод ЗиЛ был обследован международными консалтинговыми компаниями. Они дали такую оценку: «завод конкурентоспособен на мировом рынке, заводское оборудование современное, отвечает всем требованиям по качеству, работники завода являются специалистами высшего класса».

Если смотреть с точки зрения интересов государства, уничтожение автозавода ЗиЛ является преступлением против народа и Российской государственности. Но чтобы найти виновных, нужно провести расследование  которое докажет факты вредительства, факты воровства, факты  вывода  активов и умышленного уничтожения автозавода ЗиЛ.

Но это уже совсем другая история!04e363ed5d

Депутат Московской городской Думы, слесарь диагностики автомобилей 5-го разряда,                   водитель-профессионал первого класса категории «В,С,D,Е», инженер — Николай Зубрилин