Дептранс отжимает велопарад

Вместо строительства удобной и безопасной велосипедной инфраструктуры, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры присваивает себе успешное мероприятие (организуемое в течение шести лет на деньги спонсоров), чтобы тратить на него миллионы из городского бюджета. Нам — команде Проекта Let’s bike it!, придумавшей Московский Велопарад — посоветовали подумать над предложениями, чтобы остаться партнёрами без права принятия решений.

Это убьёт и велопарад, и многие другие веломероприятия.

Предыстория Московский Велопарад был придуман нами (командой проекта Let’s bike it!) в 2010 году, ещё при Лужкове. Мы хотели показать, что в Москве много людей, желающих передвигаться по городу на велосипеде.

Подготовку события вели вместе с общественной организацией «Молодая Столица» и Префектурой Центрального округа Москвы. Согласования заняли почти 2 года, так как в 2011 году первый намеченный велопарад был отменён за 3 дня до проведения. Несмотря на все сложности, вызванные такой отменой, мы не сдались и 20 мая 2012 года провели первый велопарад (Велопарад Let’s bike it!). Бюджета на мероприятие (в основном свои средства) почти не было, поэтому, получив нужные согласования, мы выложили в сеть афиши и призвали всех их печатать и расклеивать по городу. Это сработало. Велопарад собрал более 8 тысяч человек, вошёл в топы твиттера и блогов, попал почти во все ведущие российские СМИ — никто кроме нас не ожидал, что будет столько участников.


Среди участников Велопарада Let’s bke it! был и Максим Ликсутов, назначенный руководителем Дептранса Москвы за несколько месяцев до этого.

Соорганизатором второго велопарада стал Комитет по делам семьи и молодёжи, вошедший позднее в состав Департамента культуры. Депкульт мог бы остаться соорганизатором третьего велопарада, но им захотелось большего — стать единственным организатором и проводить велопарад в День молодёжи. «Московский Молодёжный Велопарад, приуроченный ко Дню молодёжи» — примерно так планировалось переименовать мероприятие.

Мы с этим не согласились и пошли знакомиться с Дептрансом, который как раз начинал заниматься велотемой.

В 2014 году Дептранс готовил свой велозаезд. На мероприятие из бюджета города был выделен один миллион рублей, планировалось собрать «до 1000 человек в Парке Горького». Мы предложили стать соорганизатором Московского Велопарада, который делается на спонсорские деньги и собирает большее количество участников. В Дептрансе согласились, в Депкульте расстроились и всячески мешали получению согласований — первый велопарад в сотрудничестве с Департаментом транспорта удалось провести только в конце июня 2014 года.

Со стороны Департамента транспорта организацией занималась Юлия Потапова, руководитель проектов в пресс-службе. Это можно назвать удачей, т.к. благодаря её энтузиазму и отсутствию страха перед новым удалось вывести велопарад на Садовое кольцо и получить согласования для проведения зимнего велопарада. Она же, единственная в Дептрансе, поверила в успех акции «На работу на велосипеде». Другие сотрудники посчитали, что в Москве такая акция не будет никому интересна, поддерживать её нет смысла даже информационно. Если бы наше предложение по запуску в Москве «Летних улиц», за проведение которых подписали петицию более 6 тысяч человек, поручили Потаповой, вероятно, их бы тоже удалось реализовать. Но Максим Ликсутов перепоручил этот проект другому подразделению, а после и вовсе предложил какому-то стороннему ивент-агентству, которое так и не сообразило, в чём суть проекта. В итоге, Дептранс на него просто забил.
В 2016 году в сотрудничестве с Дептрансом начались первые разногласия. Им захотелось «улучшить» Московский Велопарад. Событие делалось на спонсорские средства, но в какой-то момент возникли «5 миллионов рублей на улучшения». Откуда они взялись — неизвестно. Зато известно, на что были потрачены: телемост с двумя городами, участвующими в едином дне велопарадов, футболки VIP-гостям, воздушные шарики с логотипом Дептранса и создание «вирусного видео-ролика», потому что наши видеоролики «недостаточно интересные».


Вирусный ролик — за 700 тысяч рублей (по смете) — собрал 310 просмотров.

Считая, что действительно крутые вещи можно создавать только в сотрудничестве общества, власти и бизнеса, мы старались искать компромиссы и закрывали глаза на некоторые расхождения во взглядах.
Дептранс заставляет поменять основного спонсора и начинает устранение соорганизатора В декабре 2017 года мы (проект Let’s bike it!) вели подготовку к шестому Международному зимнему велоконгрессу, участниками которого должны были стать около 1000 человек из России и более 30 стран мира. От города поддержки почти никакой не было (сотрудники Дептранса помогли со скидкой на аренду площадки, это сэкономило около 150 тысяч рублей из общего бюджета в 4,5 млн рублей), поэтому нам пришлось очень постараться, чтобы провести большое международное мероприятие на должном уровне.

Чтобы покрыть недостающую сумму, мы согласились на предложение Тинькофф Банка сделать их титульным спонсором майского велопарада, т.е включить название банка в название мероприятия. Мы работали с ними уже три года и были взаимно довольны сотрудничеством, а в 2018 году Тинькофф Банк решил поддержать ещё и велопарады в 25 городах России. В общем, история не только позволяла провести нам оба мероприятия, но и показалась красивой. Похожий по формату Московский Марафон уже год назывался «Промсвязьбанк Московским Марафоном», а мы сами в 2014 году вместе с Департаментом транспорта проводили Велопарад WowMoscow (спецпроект компании МТС). Но, понимания, что стоит посоветоваться с соорганизатором, спросили мнение Департамента транспорта. И получили согласие.

О сотрудничестве с Тинькофф знали многие сотрудники Дептранса, т.к. с декабря мы обсуждали с ними проведение велогонки перед велопарадом, и как сделать так, чтобы спонсоры двух событий не пересекались. Страница велопарада в Facebook была создана в феврале, а к маю собрала более 190 тысяч просмотров — название сложно было не заметить.

В мире много примеров включения названия титульного спонсора в название мероприятия. Например, большие марафоны в Нью-Йорке и Лондоне. Такое сотрудничество даёт возможность организаторам сделать более яркое мероприятие, которое может стать визитной карточкой города, не требуя от него финансовых вложений. В конце апреля один из советников Ликсутова предложил встретиться по «важному вопросу, который не стоит обсуждать по телефону».

— Сколько стоит убрать Тинькофф-Банк из спонсоров?
— У нас с ними ещё в декабре заключён договор по ряду мероприятий. К тому же, для нас важны хорошие отношения с таким партнёром. Мы не можем просто взять и убрать.
— Ну, подумайте, надо их как-то убрать и заменить на ВТБ. Давайте через недельку ещё раз встретимся, обсудим.

Велопарад был запланирован на 20 мая.
«Вы же понимаете, что если не прогнётесь,
то вам вообще ничего не дадут делать в Москве?» Убрать главного спонсора за пару недель до мероприятия — безумная идея. Уже была произведена сувенирная продукция, стоимостью около 2 миллионов рублей, даже афиша мероприятия была нарисована дизайнерами Тинькофф Банка. Мы предлагали обсудить сотрудничество с ВТБ после майского велопарада, но давление возрастало. Сотрудники Дептранса говорили: «Вы же понимаете, что если не прогнётесь, то вам вообще ничего не дадут делать в Москве?», «В этот раз всё серьёзно, не знаю почему, но Ликсутов хочет убрать Тинькофф», «Надо выбирать: сохранить отношения с Тиньковым или сохранить свой проект» и т.д.
С самим Ликсутовым встретиться удалось за несколько дней до велопарада. Разговор шёл о подготовке мероприятия, но в конце состоялся диалог о ситуации со сменой спонсора. Краткий пересказ такой:

— С декабря сотрудники департамента знали, что Тинькофф Банк станет титульным спонсором, почему вдруг сейчас возникла необходимость его поменять?
— Кто знал? Никто не знал. (Никто из согласовавших и знавших не признался в этом Ликсутову, зато попросили не показывать ему доказательства, «иначе уволят»). Городское мероприятие не может иметь в названии коммерческий бренд.
— Можем убрать из названия, но сувенирная продукция уже напечатана, пусть останутся генеральным спонсором.
— Олег Тиньков на меня наехал, поэтому нет.

Совещание по велопараду у М.С. Ликсутова. Понимая, что скандалом вряд ли получится сделать лучше, и обсудив с Тинькофф Банком размер компенсации, мы согласились поменять спонсора. Несколько тысяч футболок, воздушных шаров, наклеек, браслетов и другой сувенирной продукции оказались на свалке. Компенсацию оплатил ВТБ (через «Велобайк») — их переплата составила более 5 миллионов рублей. Тогда никто так и не понял, зачем? Но сейчас это выглядит первым шагом по устранению нашей команды из организаторов.
После велопарада многие участники получили от Департамента sms с предложением пройти опрос. Какими образом и насколько законно Дептранс сделал такую рассылку, и как собирал данные о телефонах участников мероприятия — вопрос.

По ссылке проект Let’s bike it! не упоминался, но сообщалось, что цель опроса — «сделать праздник лучше» (опять?).

Общая удовлетворённость участников — 93%. Отличный показатель, не так ли?
Ночной велопарад в августе собрал более 30 тысяч человек, но комиссией по перекрытиям, проходящей в Дептрансе под руководством Ликсутова, было принято решение не делать полное перекрытие. Навстречу колонне по Новому Арбату и набережным летели автомобили на скорости, превышающей 80 км/ч.

Из-за решения не перекрывать встречное движение автомобилей, принятое комиссией по перекрытиям, возглавляемой М.С. Ликсутовым, удовлетворённость велопарадом упала почти на 30%. После ночного велопарада участники снова получили sms со ссылкой на опрос. Многие отметили, что нужно сделать стартовую зону больше, а маршрут перекрывать полностью. Это и пообещал сделать Дептранс на трёх велопарадах с «обновлённой концепцией» в 2019 году. Создать проблему (не перекрыть встречку), а потом её решить — удобно!
Перед осенним велопарадом, впервые за 4 года сотрудничества с нами, Департамент транспорта запретил городским информационным агентствам публиковать новости о велопараде без согласования со своей пресс-службой.
16 сентября «магия велопарада», которая прежде защищала велопарад от дождя, сработала наоборот. За час до старта начался ливень, который не прекращался до самого финиша. Это не помешало Максиму Ликсутову и руководителю ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Александру Гривняку, который в мае делал перед велопарадом велогонку приехать к старту. Ликсутов сказал благодарности со сцены, Гривняк сделал фото для инстаграма АМПП. Ни тот, ни другой никуда не поехали.

Руководство Департамента транспорта Москвы привыкло пиариться на велопараде.
Зачем Дептрансу свой велопарад? Переговоры о присвоении велопарада Дептрансом поручили вести Александру Гривняку. Он сообщил, что даты уже выбраны, «майский и сентябрьский велопарады планируют сделать открытием и закрытием велосезона, зимний департаменту не интересен».

— Почему вы хотите делать самостоятельно?
— Город должен быть застрахован, если вам надоест или вы передумаете делать велопарад. Есть «фестиваль варенья», он проходит независимо от меня или от тебя. Город хочет сделать такой же «велофестиваль».
— Почему мы должны передумать?
— Ну, мало ли… город не может рисковать.
Интересный аргумент, но история развития велодвижения в Москве подсказывает, что отдать велопарад в руки Дептранса — более быстрая дорога к его смерти. За 6 лет проведения велопарадов в Москве, город начинал и бросал:

  • Велобульвар (город не выделил бюджет из-за кризиса 2015 года);
  • День без автомобиля на Бульварном кольце (причины неизвестны);
  • Акцию «На учёбу на велосипеде» (поменялись люди);
  • … и вообще развитие велоинфраструктуры («запрос не видно», можно прочитать обещания в материале, за который Дептранс также заплатит из городского бюджета).

С запуском электробуса, Департамент транспорта отказался даже от традиционного праздника московского троллейбуса, которому в этом году — 85 лет.
Московский Велопарад выжил в 2015 году, когда по причине экономии бюджета прекратили делать Велобульвар. Спонсор нашёлся в последний момент, но и без него велопарад состоялся бы. Так же, как состоялись первый и второй зимние велопарады, деньги на которые были собраны краудфандингом.
Неделю назад мы написали руководству Дептранса письмо, в котором сообщили, что из-за их действий пострадают и другие мероприятия, проводимые на средства от велопарадов. Ответом на это письмо стала ещё одна встреча с Александром Гривняком… в ресторане «Пушкин».

— Сколько денег вам нужно на остальные мероприятия?
— В год на деятельность проекта уходит около 10-15 миллионов рублей. Это со всеми проводимыми нами мероприятиями, грантами для лидеров велоорганизаций на приезд на велоконгресс, и т.д.
— Много, не сможем помочь.
— И что вы нам предлагаете?
— Можете стать партнёрами, у вас хороший креатив. Будете получать зарплату.
— То есть, вы предлагаете нам отказаться от остальных направлений?
— Это ваш выбор. Можно предположить, что настоящие причины присвоить себе Московский Велопарад другие. Например, на Московский Мотофестиваль (около 3 тысяч участников) Москва в этом году потратила более 50 миллионов рублей.

Скриншот с сайта zakupki.gov.ru.

На эти деньги в Москве можно было бы разместить 2 тысячи велосипедов бесстанционного велопроката Mobike, обеспечив покрытие прокатом большой части города. Не будем обсуждать целесообразность этого фестиваля, спросим другое: зачем из городского бюджета тратить деньги на Московский Велопарад, являющийся примером успешного мероприятия, проводимого в течение шести лет на спонсорские средства? Может лучше потратить эти деньги на велоинфраструктуру? Зачем тратить миллионы рублей на концерт, если музыкальные вкусы 40 тысяч человек могут быть очень разными? Разве за этим приезжают на велопарад?

Бюджет Москвы в ближайшие годы будет дефицитным. То есть, город тратит больше, чем зарабатывает. Мэр Москвы Сергей Собянин обещает тратить средства на инвестиции и решение насущных проблем москвичей, но Департамент транспорта хочет тратить миллионы на праздники. Кстати, на девятнадцать велопарадов, три велоконгресса, девять акций «На работу на велосипеде» в Москве и другие инициативы Проекта Let’s bike it! в общей сложности было потрачено меньше, чем на два Московских Мотофестиваля в этом году. Спонсорских, а не бюджетных денег.

Скриншот с сайта zakupki.gov.ru.

Один из 13 лотов от 1 до 3 млн, потраченных Департаментом транспорта Москвы на мотопарад в 2017 году. Примерно такую же сумму Проект Let’s bike it! тратит на полную организацию одного Московского Велопарада из спонсорских средств. Что случится, если Дептранс станет проводить велопарад самостоятельно? Проведение мероприятия Дептрансом означает, что будет написано техническое задание, через портал Госзакупки проведут конкурс и «разыграют» бюджет на мероприятие, выберут подрядчика.
Подрядчиком, скорее всего, станет организация, далёкая от велосипедов. Локальный пример месяц назад случился в Пресненском районе Москвы. Город заплатил 400 тысяч рублей за мероприятие, участников которого собрали в группе «Массовки».

Техническое задание — это цифры. В тех. задании сложно прописать идеологию и концепцию, смыслы. Это делает городские праздники похожими друг на друга, убивает в них живое. Неизвестные «звёзды», получающие сотни тысяч рублей за выступления, оплаченные хвалебные посты блогеров и тонны бессмысленной сувенирной продукции, большая часть которой в тот же день окажется в помойном ведре — это то, что обычно прописывают в ТЗ.
Велопарад потеряет стержень, который позволил ему пройти через сложности — команду. Из года в год Московский Велопарад проводят люди, которые хотят сделать свой город комфортнее. Почти для всей команды это — общественная волонтёрская работа вдобавок к основной работе или учёбе. Если город не даст бюджет, Департамент транспорта просто прекратит делать велопарад. Идейная команда продолжит делать, даже если возникнут проблемы со спонсорами. История велопарада это уже неоднократно доказала.
Если городу надоест или по какой-то причине на велопарад урежут бюджет, мы не сможем быстро подхватить — многие процессы выстраивались годами.
Проекту Let’s bike it!, вероятно, придётся отказаться от ряда направлений или прекратить работу. Мы не только проводим Московский Велопарад на средства спонсоров, но и имеем возможность за счёт этого мероприятия проводить ряд других. Вся деятельность Let’s bike it! — это цепочка взаимосвязанных действий. В отличие от города, где необходимо «освоить бюджет», мы экономим средства и стараемся сделать больше с меньшим бюджетом.

Частично из спонсорских средств, привлечённых за счёт велопарада, мы проводим акцию «На работу на велосипеде» и Международный велоконгресс в Москве; озвучиваем и переводим документальные видео; рассказываем о людях, которые передвигаются по Москве на велосипедах; разрабатываем и готовим к запуску систему мотивации поездок на велосипеде; поддерживаем велоорганизации в других городах и т.д. Несмотря на попытки вывести каждое направление деятельности на самоокупаемость, в данный момент большинство из них подпитывает Московский Велопарад.

В работе проекта Let’s bike it! каждое мероприятие дополняет другое. Через велопарад пиарится акция «На работу на велосипеде», и наоборот. Перекрёстная работа по направлениям позволяет использовать минимальный бюджет максимально эффективно. Перестроить всю систему работы в один миг невозможно. Да, и зачем? Чтобы через год-два город присвоил себе ещё одну успешную инициативу?
В работе Проекта Let’s bike it! каждое мероприятие дополняет другое. Если Дептранс заберёт себе Московский Велопарад, пострадают акция «На работу на велосипеде», Международный велоконгресс и другие направления. Мы понимаем, что публикуя этот текст, многим рискуем. У Дептранса есть подконтрольные СМИ, возможности помешать (или просто не согласовать) дальнейшим нашим инициативам… Но мы также понимаем, что в 2012 году группа мечтателей смогла собрать 8 тысяч человек на первый велопарад — просто распространяя информацию в соц.сетях, печатая афиши, рассказывая друзьям.

Мы уверены, что велопарад должен сохранить свою «народность» и остаться не столько праздником, сколько акцией, демонстрирующей запрос на развитие велосипедной инфраструктуры, который не видят городские власти. Ни один митинг «автомобилистов» не собирал 20 тысяч человек под проливным дождём. Осенний велопарад 2018 года собрал. Это ли не запрос на развитие инфраструктуры? Живым и интересным город делают не бесконечные фестивали и праздники, организованные городской администрацией, а разнообразие и люди, которым не безразлично.

Мы убеждены, что задача Департамента транспорта — создавать безопасную и комфортную городскую среду, в которой есть место не только автомобилям, но и людям, выбравшим активные формы передвижения; обеспечивать поддержку организаторам культурно-спортивно-массовых мероприятий и безопасность их участникам, а не развлекать концертами за бюджетные средства.

Получится ли сохранить велопарад и другие веломероприятия — зависит от вас. Если промолчать, то о дальнейшем развитии велокультуры в Москве можно забыть — Дептранс продолжит давать пустые обещания и бессмысленно тратить городской бюджет на концерты и праздники.

Источник