Елена Янчук: Нежелание увеличивать льготы «ветеранам труда» говорит об отсутствии баланса в социальной политике

22 июля в повестку заседания Московской городской Думы было внесено два законопроекта КПРФ. Речь идёт об увеличении выплат ветеранам труда и об отмене «пенсионной реформы».

Первый законопроект представила депутат Елена Янчук: согласно ему выплата ветеранам труда должна быть повышена на 528 рублей. Напомним, что сегодня она самая низкая из числа выплат для льготных категорий. И после согласования выплаты «детям войны» возник дисбаланс, о котором избиратели неоднократно сообщали депутату во время приёма. Также инициатива была поддержана Московским городским Советом ветеранов.

Однако Дума приняла решение об отклонении законопроекта об увеличении выплат ветеранам труда. Это произошло из-за того, что большинство единороссов не голосовали, они покинули зал ещё во время обсуждения. Таким образом «партия власти» отстранилась от народа и решила проигнорировать в столичном парламенте социально значимый закон. Голосов «за» не хватило, хотя законопроект поддержали депутаты от трёх партий — в том числе вся фракция КПРФ.

Публикуем выступление депутата Елены Янчук:

— Уважаемые депутаты, представляю Вашему внимание проект закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 03 октября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

Целью законопроекта является совершенствование механизмов социального обеспечения категории: «ветераны труда». Как вы можете знать, ветераны труда — это почетная, заслуженная часть нашего общества. Это люди, имеющие за плечами 30 и 40 лет трудового стажа, как правило, на одном предприятии. Люди, работавшие на промышленных предприятиях, на шахтах, на Севере, на оборонных предприятиях, на вредных и опасных производствах. Люди, награжденные государственными и ведомственными наградами. Не думаю, что кто-нибудь из здесь присутствующих коллег-депутатов поставит заслуги ветеранского сообщества Москвы под сомнение. Именно поэтому я считаю обоснованным и актуальным сегодня еще раз обратить внимание на несоизмеримо низкий уровень материальных выплат ветеранам труда. 

В ходе проработки текста законопроекта с Департаментом труда и соцзащиты города Москвы, а также в ходе дискуссии на профильной комиссии. Был высказан тезис об опасности рассинхронизации мер социальной поддержки граждан. Я полностью поддерживаю этот тезис. Но, к сожалению, вынуждена отметить, что такая рассинхронизация уже случилась. 

1056 руб. – именно такой размер ежемесячных денежных выплат установлен сегодня Постановлением Правительства Москвы десять ноль пять. Что можно сказать об этой сумме:

  1. Как мы все понимаем, эта сумма мала сама по себе. Что такое тысяча рублей, что на нее можно купить? Это всего 5% московского прожиточного минимума.
  2. Это одна из самых низких социальных выплат в городе Москве. В пояснительной записке к законопроекту приведен пример выплат социальной категории «лица, родившиеся в период с 1 января 1928 г. по 3 сентября 1945 г.» (в дальнейшем для удобства я буду их называть — «дети войны»). В прошлом году для детей войны была установлена выплата 1584 р. Реабилитированные граждане получают 2112 р. Ветераны труда многократно задавали мне вопрос, почему их жизненные заслуги были оценены суммой меньше всех? Почему ветераны труда получают на треть меньше чем дети войны и в 2 раза меньше реабилитированных. У меня на такой вопрос нет ответа. Как я смогла убедиться, у органов исполнительной власти на этот вопрос ответа также нет.
  3. Сумма в 1000 р. была установлена в конце 2017 г. За 2,5 года стоимость потребительской корзины москвича выросла на одиннадцать с половиной процентов, а проиндексирована эта выплата была в прошлом году только на 5,6%. Социальное пособие для ветеранов труда существенно обесценилось – настало время для индексации. 

Иногда приходится слышать суждения в стиле: «А зачем вообще что-то платить ветеранам труда, у них же есть льготы». Тут нужно понимать, что денежные пособия, льготы и социальные гарантии формируют общий пакет мер социального обеспечения. Это связанная система. Деградация одной из составляющих этой системы является главным фактором рассинхронизации и разбалансировки городской социальной политики. Кстати говоря, ветераны труда имеют сравнительно меньший пакет льгот по сравнению с другими категориями, озвученными в статье 11 Закона № 70. По закону, половина льгот ветеранов труда есть и у простых пенсионеров. 

Итак, достижению каких показателей способствует данный законопроект:

  1. Увеличению уровня социального обеспечения для массовой социальной категории «ветераны труда», а это 833000 москвичей.

Я считаю эту задачу особенно важной в контексте борьбы с бедностью, о которой было заявлено Президентом и Правительством в начале 2018 г., и что позабылось сегодня. Дополнительные 523 руб. – это небольшая, но реальная поддержка.

  • Снятию социального напряжения между льготными категориями жителей города Москвы;
  • Повышению легитимности государственной социальной политики в городе Москве;
  • Дополнительной синхронизации, систематизации и балансировке мер социальной поддержки москвичей;
  • Усилению эффективности и адресности социального обеспечения, о чем часто говорит руководство социального блока правительств Москвы.

Обращаю внимание на относительно небольшие размеры дополнительных бюджетных расходов. Максимальная сумма оценивается в 5,3 млрд руб. в год, тут важно учесть, что количество «ветеранов труда» сокращается, так как условия получение этого статуса ужесточены, а многие «ветераны труда» имеют другие льготные статусы и не пользуются соответствующими денежными выплатами. 

Концепция закона многократно проговаривалась на встречах с избирателями моего округа, получила поддержку, в том числе письменную – обращаю внимание. Законопроект обсуждался с ветеранским сообществом: с рядовыми ветеранами, с окружным Советом ветеранов. Коллеги, обращаю на это особое внимание. Текст законопроекта был заблаговременно направлен в Московский городской Совет ветеранов и от этой организации, обладающей безусловным авторитетом для москвичей, был получен положительный отзыв об актуальности и поддержке предложенного законопроекта. Справедливости ради, тут содержится опасения в финансовой возможности реализации законопроекта. Но как было отмечено мной выше, финансовые ассигнования позволяют обнадежить в этих опасениях.

Также, прошу заменить в Заключении Мэра г. Москвы С.С. Собянина не содержится критических или отрицательных доводов в пользу законопроекта.

Кстати, здесь же хочу обратить внимание некоторых депутатов, что наличие заключения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на законопроект делает его соответствующим п.3 ст.6 Федерального закона № 184. 

Углубляясь в нормативно-процессуальный вопрос также хочу отметить, что, хотя предложенный мной законопроект предполагает увеличение бюджетных ассигнований, его концепция подготовлена с учетом Бюджетного кодекса РФ. Во-первых, нормы законопроекта предполагают его имплементацию только с 2021. Во-вторых, в законопроекте учтена процедура коррекции бюджета города Москвы, которая происходит в конце каждого года. Это позволяет соблюсти нормы бюджетного кодекса, а Департамент финансов может соблюсти Постановление Правительства Москвы № 42-ПП и заблаговременно зарезервировать средства в проекте бюджета на 2021 г. для реализации указанного законопроекта. Письмо с разъяснением моих предложений было направлено в Департамент финансов сразу после заседания профильной комиссии. Возражений от Департамента финансов в Мосгордуму после этого не поступало.

Уважаемые коллеги, мы все в долгу перед ветеранским сообществом. Эти люди честно прошли свой трудовой путь, построили экономику нашей страны и нашего города. Богатство нашей столицы стоит на плечах поколения ветеранов. Бывают политики, которые живут конъектурой сегодняшнего дня, которым не интересны проблемы ветеранов, которые думают, что все и так хорошо. Я думаю будет очень дурно, если такие политики вдруг окажутся в большинстве. Я не призываю считать, что предложенный мной механизм улучшения социального обеспечения идеален. Здесь могут быть конструктивные дискуссии, предложения и дополнения – я готова принять аргументированные поправки. Но я предлагаю принять предложенный мной законопроект в первом чтении, а во втором провести сильную нормотворческую работу.

Редакция

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в наш чат.