Европейские столицы отказываются от дизельного общественного транспорта, Москва — от троллейбусов

европейские столицы

30 мая 2016 года руководитель фракции КПРФ в МГД Андрей Клычков провел круглый стол по вопросам развития общественного транспорта в Москве. При участии представителей Департамента транспорта и городских урбанистов обсуждалась проблема сокращения маршрутов троллейбусов в центре города.

Для того чтобы оценить действия городских властей, на круглый стол был приглашен известный урбанист, специалист-транспортник мирового уровня – Вукан Вучик, почетный профессор Пенсильванского университета.

В.Вучик ранее консультировал городские власти и сейчас следит за изменениями транспортной ситуации в Москве. По словам эксперта, Москве в ближайшее время предстоит череда сложных транспортных решений, но опыт мегаполисов и крупных мировых столиц показывает, что решение властей заменить электрический транспорт на дизельные автобусы приводит в первую очередь к оттоку пассажиров. У Москвы есть неоспоримое преимущество перед другими крупными городами, решающими транспортные проблемы – в Москве есть действующая троллейбусная сеть. Современные троллейбусы — это высокоэффективный общественный транспорт, имеющий свои преимущества.

По словам эксперта, городские власти европейских столиц, например Осло и Парижа, полностью отказываются от автобусов, и к 2020 году планируют перевозки в городской черте только электрическими видами общественного транспорта. В Москве такое решение не принято, однако транспортная система, основанная на использовании действующей троллейбусной контактной сети, позволит сформировать в Москве эффективную модель городского общественного транспорта, в том числе с учетом гибридных автобусов и троллейбусов с автономным ходом. Поэтому решение проводить демонтаж контактной сети по меньшей мере не последовательно.

Также В.Вучик высказал сомнения по поводу доводов о демонтаже контактной сети по причинам отсутствия в стране производителей троллейбусов, отвечающих требованиям городских властей. «Власти же не отказываются от метро и не демонтируют тоннели в связи с тем, что нет производителя вагонов метро, отвечающих всем требованиям властей. Почему это происходит с троллейбусами?» — сказал эксперт.

По словам Вучика, ярким примером эффективности троллейбусов в городской черте является Берлин. Будучи разделенным на восточную и западную часть, он одновременно развивался по двум моделям – советской и американской. В восточной части города действовала транспортная сеть из троллейбусов, автобусов и метро, тогда как в западной части по примеру американских городов развивалась дорожная сеть и метро как основной вид общественного транспорта. После объединения Берлина стало очевидно, что для современной городской среды наземный общественный транспорт необходим. В связи с этим троллейбусные сети в объединенном городе планомерно наступают с востока на запад.

Кроме масштабных изменений в городской среде, которые должны способствовать движению московского общественного наземного транспорта, перевозящего 5-6 млн пассажиров в день, эксперт считает необходимым отмену турникетов в общественном транспорте и «оттянутых разворотов». Эти меры существенно сократят время движения по городским маршрутам.

По мнению Вучика, городские власти должны признать необходимость сохранения троллейбусов и продолжить развивать этот современный вид высокоэффективного и имиджевого общественного транспорта.

В ходе обсуждения вопроса Андрей Клычков в свою очередь отметил, что действия городских властей по сокращению троллейбусных маршрутов проводятся под предлогом замены их на электробусы. Однако, по словам ВуканаВучика, образцы электробусов несовершенны в связи с тем, что аккумуляторы очень тяжелы для эффективного движения, а форма электробусов не позволяет решать поставленные задачи. Вместе с тем существуют эффективные гибридные автобусы. Но стоимость автобусов существенно выше, а технологии в обслуживании сложнее. Вместе с тем первые тестирования 100 гибридных автобусов проходят в Нью-Йорке.

В свою очередь советник руководителя Депртанса рассказал, что одной из главных проблем общественного транспорта является неэффективное планирование маршрутов. У городских властей есть проекты выделенных полос, которые изменят ситуацию в центральной части города. Вместе с тем уже 71 троллейбус фактически из центра выведен, а с сентября этого года начнет действовать дополнительная выделенная полоса от Лубянской площади до станции метро Октябрьская.

«С одной стороны, Москва получает премии и заявляет о решении транспортных проблем, но в то же время есть решение об отказе от троллейбусов. Комплексно реализуется программа «Моя улица», направленная на сужение проезжей части, при этом отсутствуют какие-то дополнительные меры или решения, которые бы побудили людей пользоваться общественным транспортом. Фракция КПРФ выходила с предложениями о сокращении платы за проезд и другими предложениями, побуждающими к пользованию общественным транспортом, но, кроме платного паркинга, у городских властей решения нет. Кроме того, сейчас появляется информация, что возможно введение платного въезда в город. Транспортные проблемы нужно решать путем стимулирования жителей, а не заградительными мерами», — заявил А.Клычков.

Пресс-служба фракции КПРФ в МГД