ГосМКБ «Радуга» – ведущий разработчик крылатых ракет в России.

За 70 лет своей деятельности ГосМКБ «Радуга» создало более 50 типов крылатых ракет различного класса и назначения.

Основу последних разработок ГосМКБ «Радуга» составляют управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» для самолетов дальней и фронтовой авиации, а также для боевых кораблей.

Сегодня АО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» – один из признанных мировых лидеров в области создания высокоточного «интеллектуального» оружия. Основной задачей предприятия является разработка и производство управляемых ракет класса «воздух-земля», а также «корабль-корабль» и «земля-земля». В 2021 г. ГосМКБ «Радуга» исполнилось 70 лет.

Конструкторское бюро было образовано приказом министра авиационной промышленности от 12 октября 1951 г. Перед коллективом была поставлена задача создания ракет различного вида базирования и в первую очередь крылатых ракет (КР) класса «воздух-поверхность» для вооружения самолетов дальней и фронтовой авиации. Становление и развитие ГосМКБ «Радуга» происходило на базе новой отрасли авиационной промышленности – разработки управляемого ракетного оружия, уникальные возможности которого принципиально изменили состав вооружения ВВС и ВМФ СССР.

Большинство разработок «Радуги» оказались знаковыми, ключевыми для отечественного ракетостроения. Так, ударные ракеты Х-20, К-10С, КСР-5 и Х-22 авиационного базирования превратили отечественную бомбардировочную и военно-морскую авиацию в ракетоносную.

Ракеты семейства Х-55, разработанные и сданные в эксплуатацию в кратчайшие сроки, придали принципиально новое качество дальней авиации, введя ее в триаду стратегического сдерживания.

Благодаря разработке ракет Х-28, Х-58, Х-59, Х-59М фронтовая авиация стала ударной ракетоносной.

Ударные противокорабельные комплексы с ракетами П-15 «Термит» стали основой создания нового, не имевшего аналогов в мире класса боевых кораблей – ракетных катеров, а ударные противокорабельные ракеты комплекса «Москит» на десятилетия обогнали разработки ведущих аэрокосмических фирм мира. При принятии на вооружение по скорости, высоте полета и весу боевого снаряжения они не имели аналогов в мире.

Корабельный противолодочный ракетный комплекс «Раструб» с «беспилотным торпедоносцем» – крылатой ракетой 85Р – стал основным противолодочным и ударным вооружением массовых противолодочных кораблей ВМФ СССР. Ракета 85РУ способна поражать как надводные корабли, так и подводные лодки с помощью самонаводящейся торпеды, которую ракета сбрасывает в заданном районе.

Разработки последних лет в классе автономного высокоточного оружия большой и средней дальности обеспечили высшему военно-политическому руководству России аргумент стратегического неядерного сдерживания.

В 2004 году ГосМКБ «Радуга» вошло в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». При активной поддержке руководства Корпорации было принято решение начать создание собственного производства и приступить к реконструкции лабораторно-стендовой базы.

Благодаря помощи КТРВ с 2007 г. разработанный комплекс мероприятий был включен в Федеральную целевую программу «Развитие ОПК на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.», ГП РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Поэтому удалось построить несколько новых корпусов, включая один производственный, провести техническое перевооружение и реконструкцию цехов, а также технической позиции «Радуги» в Ахтубинске.

В рамках ФЦП ГП ОПК на 2019-2027 гг. ГосМКБ «Радуга» с 2019 г. ведет реконструкцию и техническое перевооружение производственно-испытательной базы в целях серийного производства изделий. Сегодня на предприятии имеется более 260 единиц технологического оборудования, возраст 48% станков – меньше 10 лет. Это современные обрабатывающие центры, технологические линии, работающие с минимальным количеством персонала, станки с ЧПУ и специализированные стенды.

Таким образом, за последние 15 лет на промышленных площадях ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка выросло практически новое серийное производство и развилось самое современное опытное конструкторское бюро.

Говоря об истории ГосМКБ «Радуга», невозможно обойти вниманием того человека, имя которого носит это предприятие. Биография Александра Яковлевича Березняка типична для людей его поколения – поколения создателей великой авиационной и ракетной державы.

Он родился 29 декабря 1912 г., начал работать с 16 лет сначала разнорабочим на одной из московских строек, а в 19 лет стал слесарем-сборщиком на заводе, где изготавливались авиационные винты. Авиация быстро покорила молодого рабочего, и через несколько лет Александр Березняк поступил на самолетостроительный факультет Московского авиационного института.

Первый успех в авиационном деле пришел к нему в январе 1938 г., когда под руководством известного авиаконструктора В.Ф. Болховитинова он выполнил дипломный проект самолета, предназначавшегося для установления мирового рекорда скорости. По расчетам максимальная скорость полета этого самолета на высоте 6800 м должна была достигнуть 937 км/ч!

Опыт реальной конструкторской работы резко изменил первоначальные взгляды А.Я. Березняка на возможность достижения сверхвысоких скоростей с помощью поршневых двигателей. После многочисленных проработок и дискуссий он предложил использовать в качестве силовой установки самолета жидкостный ракетный двигатель (ЖРД).

Первый полет такая машина, разработанная совместно А.Я. Березняком и А.М. Исаевым и получившая обозначение БИ-1, совершила 15 мая 1942 г. Но через год во время седьмого полета произошла катастрофа, летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи погиб. Программа БИ-1 была прекращена.

В 1943-1951 гг. А.Я. Березняк в составе разных конструкторских коллективов занимался изучением материалов по ракетной и авиационной технике Германии с последующим применением немецкого опыта в этой сфере в отечественных разработках. Дальнейшую судьбу Александра Яковлевича решила встреча с А.И. Микояном. По предложению знаменитого авиаконструктора, осенью 1951 г. в поселке Иваньково (сегодня это территория Дубны) был создан филиал его ОКБ-155, которому было поручено выполнение работ по обеспечению серийного производства, доводок и испытаний, а также дальнейшей модернизации использовавшегося в составе системы «Комета» противокорабельного самолета-снаряда КС.

Кроме этого, на филиал возлагалось решение вопросов по созданию новых образцов управляемого ракетного оружия. Начальником филиала был назначен А.Я. Березняк.

Имея к тому времени немалый уже опыт работы, он сумел быстро наладить четкое взаимодействие разработчиков с производством и серийно-конструкторским отделом завода. В конце 1952 г. была принята на вооружение противокорабельная система «Комета», носителем которой являлся сначала бомбардировщик Ту-4К, а в дальнейшем – Ту-16.

Первый успех позволил конструкторскому коллективу, возглавляемому А.Я. Березняком, приступить к модернизации ракеты КС и ряду других работ. В результате во второй половине 1950-х годов были созданы ее варианты КСС, КС-7, началась работа над авиационными ракетами большой дальности класса «воздух-поверхность» – К-10, К-10С, К-10СД, К-10СДВ, Х-20 и Х-20М. Выполнение этих работ закрепило за А.Я. Березняком и его КБ репутацию серьезных и перспективных разработчиков ракетной техники.

В 1955 г. конструкторскому коллективу, возглавляемому А.Я. Березняком, была поручена разработка противокорабельного ракетного комплекса для малогабаритных катеров. 8 марта 1960 г. на вооружение ВМФ поступил противокорабельный комплекс с ракетами П-15, дальность стрельбы которого составляла 40 км. 

П-15 вошла в мировую историю ракетостроения, когда 21 октября 1967 г. в ходе арабо-израильского конфликта несколькими ракетами этого типа, запущенными с египетских ракетных катеров, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это стало первым случаем боевого применения самонаводящихся противокорабельных крылатых ракет с ЖРД.

Одной из наиболее значительных разработок, выполненных в начале 1960-х годов под руководством А.Я. Березняка, стала ракета Х-22 – родоначальница семейства ракет, предназначенных для поражения морских, радиолокационно-контрастных сухопутных, радиоизлучающих и площадных целей. Она последовательно прошла целый ряд модернизаций и по сей день находится на вооружении морской и дальней авиации.

В 1960-х годах в ОКБ-155-1 под руководством А.Я. Березняка были разработаны еще две крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» – КСР-2 и КСР-11, а также противорадиолокационная ракета Х-28, предназначенная для вооружения самолетов фронтовой авиации. Она выпускалась серийно с 1971 г. и входила в состав систем вооружения самолетов Су-17М, Су-17М2, Су-24.

В 1966 г. филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию – Машиностроительное КБ «Радуга».

В 1968 г. началась разработка сверхзвуковой противорадиолокационной и противокорабельной ракеты Х-58.

В 1970-е годы основной для МКБ «Радуга» стала работа по созданию дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, способных совершать полет на малой высоте с огибанием рельефа местности. В 1971 г., задолго до развертывания аналогичных работ в США, А.Я. Березняк обратился к руководству страны с идеей создания таких ракет. Но тогда это предложение должного признания не получило. И лишь в начале 1976 г., уже после смерти Александра Яковлевича, когда в США начались испытания «Томогавков», подобную разработку решено было начать и в СССР.

Мы уже упомянули эпизод с успешным применением египетскими ракетными катерами комплекса «Термит» в 1967 г. Однако активным участником военно-технического сотрудничества с зарубежными странами «Радуга» стала еще задолго до этого события. Комплексы и системы вооружения разработки этого предприятия поставляются за рубеж с 1959 г. 

Перспективными экспортными разработками ГосМКБ «Радуга» в области авиационного ракетного вооружения сегодня являются ракеты Х-59МК, Х-59МК модернизированная, Х-59М2Э (дальнейшее развитие тактических крылатых ракет Х-59) и противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ (дальнейшее развитие противорадиолокационной ракеты Х-58Э).

Время постоянно ставит перед создателями военной техники все более сложные задачи. При разработке крылатых ракет основное внимание уделяется повышению эффективности боевого применения и совершенствованию летно-технических характеристик. За последние десятилетия крылатые ракеты претерпели значительные изменения: увеличилась дальность полета, точность попадания в цель; при высокой мощности боевой части размеры ракет стали более компактными, что значительно расширило состав носителей и варианты применения.

Внедрение передовых технологий невозможно без постоянного совершенствования лабораторно-испытательной базы. Сегодня роль полунатурного моделирования (ПНМ) в создании и отработке бортовых систем управления (БСУ) общепризнана. Комплексы ПНМ для отработки аналоговых БСУ были созданы в ГосМКБ «Радуга» в числе первых в отрасли.

Несоизмеримо возрастает роль ПНМ цифровых БСУ, так как бортовую программу БЦВМ невозможно «тестировать» в статике, и для достоверной и адекватной ее оценки при ПНМ в реальном масштабе времени необходимо инициировать прохождение циклограммы вычислительного процесса по всем ветвям бортовой программы.

На сегодняшний день на «Радуге» создана база, обеспечивающая проведение практически полного спектра наземных испытаний по созданию нового высокоточного оружия и модернизации существующих образцов. Это позволило значительно сократить время и затраты на отработку изделий.

Аэродинамический комплекс представлен аэродинамической трубой АУ-1 сверхзвуковых и больших дозвуковых скоростей с рабочей частью квадратного сечения 0,6х0,6 м и аэродинамической трубой АУ-2 дозвуковых скоростей с рабочей частью диаметром 1,05 м. Здесь получают аэродинамические характеристики проектируемых изделий, на основе которых впоследствии определяется их оптимальная геометрия.

На стенде полунатурного и математического моделирования отрабатывается динамика полета изделия и аппаратно-программные средства бортовой системы управления.

Особое внимание уделяется определению надежности техники при оказании внешнего воздействия. Проверка проходит в условиях, максимально приближенных к реальным вибрационным, акустическим, механическим и тепловым нагрузкам, которые возникают при хранении, транспортировке или эксплуатации изделия.

Эластичный стенд комплексной отработки изделий с работающим двигателем позволяет провести комплексную проверку работоспособности бортовых систем ракеты по циклограмме полета и отработку систем раскладки и выпуска агрегатов в условиях мягкой подвески изделия.

В антенном павильоне проходят измерения радиотехнических характеристик антенн и обтекателей, а также испытания на помехоэмиссию и электромагнитную совместимость.

Лаборатория испытаний пиротехнических, пневматических и гидравлических устройств специализируется на испытаниях на прочность, герметичность и функционирование деталей, узлов, блоков и систем, работающих под высоким давлением жидкостей, газов и при срабатывании пиротехнических устройств.

Такой состав лабораторно-испытательной базы служит надежной основой для создания техники, хорошо зарекомендовавшей себя в составе Вооруженных Сил России, а также является необходимой составляющей поиска прорывных технических решений, без которых развитие невозможно.

В целом за 70 лет своей деятельности в качестве головного разработчика специалисты ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка разработали, испытали и передали в серийное производство более 50 типов крылатых ракет различного класса и назначения. Создание восьми из них завершено в последние 15 лет.

Илья КЕДРОВ