Коммунисты предлагают вернуться к государственному планированию экономики

Российская экономика в результате кризиса, начавшегося в 2014 году, дестабилизирована. Происходит ухудшение основных экономических показателей, падение уровня и качества жизни населения. Нефтегазовые доходы, спасавшие страну в предыдущее десятилетие, не могут обеспечить выхода из кризиса. Коммунисты разработали и 16 сентября внесли в Государственную Думу законопроект «О первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации». Об основных пунктах новой инициативы рассказал один из его авторов, заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин.

– В кризисе, в котором страна сейчас находится, единственный выход – государственная поддержка национальной экономики. И первое, что нужно сделать, – ввести государственное планирование социально-экономического развития. Основная задача государственного планирования – определить приоритеты и цели развития страны, эффективно вложить в них средства государственной поддержки, активизировать с помощью этого частную инициативу, перейти в перспективе (6 лет) к стабильному росту обрабатывающей промышленности, осуществить импортозамещение.

Об импортозамещении у нас много говорится, но практически ничего не делается в этом направлении. Падение импорта не привело к росту национального промышленного производства. В принципе не наблюдается взаимосвязи между состоянием промышленности и сокращением импорта. Поэтому государство должно поддержать точки роста национальной экономики бюджетными инвестициями и иных способами. Под точками роста в законопроекте понимаются предприятия, производственные комплексы, а также территории Российской Федерации, которые по совокупности факторов, включая расположение, транспорт, природные ресурсы, кадры и прочее, наилучшим образом подходят для ускоренного социально-экономического развития.

Согласование мер государственной поддержки и перечня точек роста должно происходить открыто, с участием всех ветвей власти, общественности, экспертов. В связи с этим законопроектом предусматривается создание Национального комитета по государственному планированию и управлению развитием Российской Федерации, в котором будут представлены Правительство РФ, палаты Парламента, регионы, общественные объединения, эксперты.

В кризис поддержать надо не только промышленность, но и, конечно, население. Сейчас только по официальным данным за чертой бедности живет 16 млн. человек. Это – 11% населения России. Однако учитывая нереалистичность установленного в стране прожиточного минимума, можно говорить о бедности более чем половины населения России. Власть ухудшает и без того низкое качество жизни людей, лишая их бесплатных услуг здравоохранения, образования, заставляя оплачивать капитальный ремонт жилищного фонда, наращивая тарифы на услуги ЖКХ. И здесь просто необходимы меры дополнительной социальной поддержки населения. Нужно пересмотреть прожиточный минимум с учётом реальной стоимости жизни, предоставить социальную поддержку нуждающимся гражданам, в том числе временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает и государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды товаров (работ, услуг), а также восстановление сети государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и обеспечение их современным медицинским оборудованием.

Также необходимо принять меры по защите нашего финансового рынка,  ограничению вывоза капитала из страны (для справки – отток капитала в 2014 году составил 151,5 млрд.долларов. По прогнозам Минфина России в 2015 году отток капитала может составить 70–80 млрд долларов, однако уже за первое полугодие он превысил 52 млрд долларов).

Правительство Российской Федерации ответственно за реализацию антикризисных мер и должно ежеквартально отчитываться перед Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Советом Федерации. При этом на время выхода из кризиса отменена автономия Центрального банка: в рамках антикризисных действий и государственного планирования он должен выполнять поручения Правительства Российской Федерации.

Переход к государственному планированию должен быть полностью осуществлен в 2015–2016 годах. В числе приоритетов развития страны на 2016–2021 годы законопроектом обозначены следующие:

1) государственная поддержка развития обрабатывающего промышленного производства и проведение политики импортозамещения (первый блок приоритетов «Национальная промышленность и импортозамещение»);

2) государственная поддержка развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры (второй блок приоритетов «Инфраструктура»);

3) государственная поддержка национальной науки, создания и внедрения новых технологий (третий блок приоритетов «Наука и технологии»);

4) формирование системы профессионального образования, ориентированной на развитие национальной экономики, в том числе на развитие промышленного производства, науки и технологий, национального здравоохранения (четвёртый блок приоритетов «Кадры для экономики»).

5) обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие системы обеспечения и контроля качества и безопасности продуктов питания, питьевой воды, обеспечения контроля иных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни населения (пятый блок приоритетов «Здоровье нации»);

6) государственная социальная политика, в том числе принятие мер по сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Мы понимаем, что осуществление предлагаемых в законопроекте реформ невозможно без проведения политических преобразований – ограничения всевластия политической и экономической элиты, снижения уровня коррупции, обеспечения подконтрольности власти обществу, усиления роли парламента, избранного честными, свободными выборами. Однако формирование программы перемен необходимо. Россия находится в состоянии серьезного кризиса, и власть, и оппозиция, и общество должны искать и предлагать пути выхода из него.

В связи с этим настоящий законопроект является программным документом, первым шагом на пути к необходимым реформам. Его внесение означает, в частности, заявление о готовности взятия оппозицией ответственности за их проведение. В дополнение к настоящему законопроекту в ближайшее время будут внесены проекты федеральных законов, развивающие его положения, а также предлагающие изменения политической системы.

Пресс-служба МГК КПРФ

1 комментарий

  1. Да дайте Пожалуйста работу и нормальную з/п.

Комментарии закрыты.