Госуслуги или госрэкет?

 Сейчас уже никого не удивишь самыми различными коррупционными схемами очистки кошельков доверчивых и не очень доверчивых сограждан. Это в т.н. «лихие» 90-е использовались грубые и топорные методы в виде утюгов на живот, банальных гоп-стопов или удавки на шею и т.п.

 Сейчас всё стало гораздо более изящно. Ежегодное перекладывание плитки, постоянное благоустройство и озеленение всего что ещё не благоустроено и не озеленено, платные парковки, поборы на капремонт, реновационные махинации и т.д. и т.п. Тяжело стало нынче чем-то удивить обывателя.

Но вот недавно довелось столкнуться с ещё одной интересной схемой. Собственно интересного в ней не так,чтобы и много. Точнее даже одно, наверное – вся эта схема открыто и напористо прикрывается Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Речь пойдёт об оказании госуслуги по регистрации автомобиля. В соответствии с действующим законодательством гражданин, купивший автомобиль, обязан в течение 10 календарных дней с момента заключения договора купли-продажи поставить его на учёт в ГИБДД. В противном случае к гражданину применяются санкции – от денежных штрафов до временного лишения прав на управление автомобилем.

 Все, кто пробовал записаться на сайте госуслуг на осуществление такого регистрационного действия наверняка сталкивались с проблемой – программа даёт сбои и записаться возможно, но с нарушением этого 10-дневного срока. Столкнулся с этим и я. Позвонив в наиболее удобно расположенное ко мне отделение ГИБДД, я выяснил, что такие сбои – обычное дело, но пройти регистрацию можно в порядке «живой» очереди. Понимая, что таких как я будет немало, к месту предстоящей регистрации я выдвинулся заблаговременно и за 2 часа до открытия учреждения (а это был субботний день) уже была там. 

На месте автолюбителями вёлся список «живой» очереди. Каково же было моё удивление, что в этот ранний час (около 7 утра) я был в этом списке уже 37-м. Оказалось, что люди записывались в него ещё с полуночи и многие так и провели здесь ночь в своих автомобилях. Спустя полчаса к месту нашей дислокации подошёл майор, работающий в данном учреждении, и, бурно жестикулируя в короткой и эмоциональной речи пояснил следующее. Через сайт госуслуг на приём записано 130 человек (впоследствии эта деталь оказалась ключевой для понимания общей коррупционной схемы, характерной для всей системы). В конце нашего списка он отчеркнул эту цифру, добавив, что в этой связи больше 30 человек в порядке «живой» очереди в этот день не пройдёт. На тот момент в списке было уже 42 человека. 

Расходиться, однако, после такого прямого заявления никто из нас не стал. В 9.00 со списком мы организованно зашли в учреждение. Первым делом нужно было получить талон в электронную очередь. И тут на страже у аппарата, выдающего талоны, встал с нашим списком упомянутый уже ранее майор. Он опять повторил про 130-140 человек (цифра потихоньку стала расти!), записанных по госуслугам. Потом отсчитал 26 человек по списку, а остальным предложил отправиться до 14.00 погулять, а потом вернуться и посмотреть, как идут дела. 

Видимого смысла ждать не было, и я отбыл домой, решив, что надо записаться хоть на какую-нибудь дату через сайт госуслуг, оплатить штраф и зарегистрировать автомобиль. Однако дома знакомый сосед, узнав про такое положение дел, сообщил, что может помочь моему горю. Он и сам недавно регистрировал автомобиль и, как оказалось, был в такой же ситуации. Познакомился он при этом с хорошим человеком, который через несколько дней вернётся из Анапы. Этот человек всего за 5000 рублей данный вопрос решит. Меня эта история откровенно возмутила. 

Кроме того, зайдя на сайт госуслуг, я обратил внимание, что, исходя из норматива обслуживания, запись на сайте ведётся таким образом, что обслужить больше 50 человек в день невозможно. 

Прорисовывалась достаточно банальная схема. Через сайт госуслуг вследствие постоянных сбоев и диверсий попасть на регистрацию, не нарушая законный срок, крайне затруднительно. Граждане, таким образом, выталкиваются в «живую» очередь. На месте регистрации гражданам «рисуется» огромная очередь по госуслугам. Те, кто стоит в «живой» очереди искусственно тормозятся упомянутым майором со списком, выдающим талоны на право быть обслуженным. После бесплодных попыток получить заветный талон, граждане направляются в так сказать «заднее» окошко, где за известную сумму получали всё быстро и в нужный срок. 

Захватив удостоверение помощника депутата Госдумы на общественных началах, я выехал к месту реализации предполагаемой схемы оказания данных «услуг». 

Приехал я немного ранее установленных майором 14.00. Но при опросе граждан, которым майор любезно разрешил остаться в «живой» очереди, мои предположения подтвердились. За 5 часов из «живой» очереди прошло лишь 2 человека.

Предъявив дежурному удостоверение помощника, я попросил проводить меня к руководству отделения регистрации или к руководству всего учреждения для обсуждения вопроса с организацией здесь работы по обслуживанию граждан, которым требуется зарегистрировать автомобиль. После долгих телефонных звонков куда-то меня проводили к начальнику отделения регистрации автомобилей. Начальник учреждения оказался где-то на совещании и потому все вопросы мы решали уже с начальником отделения. 

Я сходу выложил всю указанную выше схему чем сразу привёл его в сильное смущение. Мне было предложено тут же решить мою личную проблему, от чего я разумеется отказался, ибо цель состояла совсем в другом. Не буду описывать всю ту долгую и сложную процедуру проверки организации работы отделения, которую мне удалось выстроить именно благодаря удостоверению помощника депутата Госдумы. Это словосочетание производило волшебное действие на сотрудников – они сразу становились покладистыми и вежливыми в общении не только со мной, но и со всеми остальными гражданами, оказывающимися рядом. 

Выяснилось следующее. По гоуслугам система позволяет записать здесь 112 человек (а не 130-140, как уверял майор). При этом приходит реально (в бумажных списках их отмечали кружочками) 30-40 %, то есть фактически никакой сумасшедшей очереди в 130-140 человек по записи не существует. Так что же тогда сдерживает очередь? Конечно! Майор со списком у пункта выдачи талонов на очередь! 

Почему же, спросил я, не сделать всё проще? Обслуживать через одного. Сначала по госуслугам, а потом, если не пришёл человек из списка по госуслугам, подключать «живую» очередь. Вот тут то и дало руководство отделения ссылку на упомянутый Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601. Оказывается, это Президент во всём виноват. Он в этом Указе обязал их в обязательном порядке регистрировать не менее 70 % автомобилей через сайт гоуслуг. Вот и маются они таким образом, несчастные. Добирают как могут эти 70 % при неработающей в нормальном режиме системе регистрации через сайт госуслуг.

В конечно итоге, правда восторжествовала. Когда мы друг друга поняли, руководство отделения лично вышло к людям и наладило выдачу талонов. В результате в этот день были обслужены все, кто пришёл зарегистрировать свой автомобиль – не только из списка «живой» очереди, а вообще – все, кто пришёл. 

Операционистка поинтересовалась помощником депутата от какой партии я являюсь, и я указал ей на обложку моего паспорта, на которой изображён В.И. Ленин. Она была явно несколько удивлена, начала обычную критику лидеров партии. Но ведь проблема организации работы отделения – это не вопрос руководства нашей партией. Я пообещал работнице, что, если проблема эта является лишь следствием плохо организованной работы сайта госуслуг, то дело поправимо. Наши депутаты, депутаты КПРФ тем и отличаются от депутатов Единой России, что не боятся поднимать и решать те вопросы, которые действительно волнуют население.

Это небольшое событие ещё раз даёт понять для чего нужно ходить на выборы и голосовать обдуманно, а не по указке. Ведь от деятельности депутатов и системы их помощников нередко зависит решение не только социально значимых, а и таких вот небольших, но очень важных для многих граждан вопросов. 

Ефимов Александр, к.б.н., юрист,

помощник депутата Госдумы РФ 

Парфёнова Д.А. на общественных началах

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в наш чат.