«И что она здесь нашла, Поклонская?» Впечатление от просмотра «Матильды»

матильда учиталя отзывы

«И что она здесь нашла, Поклонская?» — это сказал с удивлением коллега-журналист, выходя из зала. Действительно, что?

Показывали для журналистов  и перед просмотром каждый должен был подписать обязательство не разглашать сюжет. Собственно сюжет  меня особенно не интересовал. В голодные девяностые я что-то о ней писала, перечитав кучу литературы и вспомнив, что рассказывали мои дореволюционные родственники. Меня тогда поразило, как все  ругмя ругали царя – придворные, генералы, министры, даже родные. Серовский вердикт был убийственным. Кшесинская? Вполне вписывалась в нравы своего времени. Любила мужчин дома Романовых, не совсем бескорыстно,  и пользовалась взаимностью. Была практична, правда, на старости лет вдруг увлеклась рулеткой. Ещё была она в своём деле человеком высокопрофессиональным. Балет – труд тяжёлый, нагрузка как у профессиональных спортсменов. Уйдя со сцены, оказавшись в эмиграции,  она почти до гробовой доски  работала – уже в качестве педагога, содержала пару тунеядцев, великих князей – мужа и сына.

Кинушка оказалась скучной: будто сидишь под развесистой клюквой и листаешь глянцевый журнал. Я до этого фильмов Учителя не видела, а теперь уж точно не буду смотреть. Правда, краем уха слышала, что  талантлив, профессионален, наградами отмечен, народный артист и кавалер ордена Почёта. Но нынешним наградам доверять сложно. Нашей вдовствующей почти императрице вон какой орденок подарили – с тремя десятками бриллиантов. Наверно, в память о разносолах, которыми в своё время потчевала, и протекцию оказывала, муженька поддерживала и вдохновляла, когда великую страну заваливал…

Что же режиссёр так бездарно пять лет жизни на «Матильду» потратил и двадцать пять миллионов баксов извел – лучше бы  на благотворительность употребил? Не давали покоя  лавры создателей  «Адмирала»? Кстати, покойный Владимир Максимов моему знакомому говорил, что жалеет, что вытащил сопливую  историю Колчака и Тимирёвой  на свет божий – репутация у героя романа слишком скверная.

Учителю можно в некоторой мере только посочувствовать. Ведь нужно было и на ёлку залезть и рыбку съесть:  субсидию получить и кое-какие сборы от проката,  последнего царя в свете новых веяний показать, премьеру к 100-летию самого крупного события двадцатого века  подгадать, глупого обывателя заинтересовать и разжалобить, власти, обожающей ложь и пошлятину, угодить и при этом позиционировать себя  художником.

Недаром долго в сценариях копался и актёров подбирал.

Пеняют ему, что немцев много, так при дворе, в царской родне, в банках, в армии  их было полным-полно. А сами господа Романовы, если посмотреть генеалогию, кем были?  Так что всё в порядке с типажами. Захотелось, правда, Николая, человека довольно субтильного, бывшего  немногим выше хрупкой Матильды эдаким мачо показать. Пожалуйста, Свен — мужик представительный. Любители порнушки, прорекламированной странной девушкой Поклонской (а может, она в сговоре с режиссёром, помогает чёрным пиаром?), будут разочарованы. По нынешним временам фильм прямо-таки целомудренный. Матильда на роскошном ложе, и всё же наполовину прикрытая горностаевым одеялом, очень мила. Это эротика. Николай в подштанниках тоже не выглядит вульгарно.

Если её смущает недостаточная нравственность Ники, то в кино он – просто ангел. Семейство-то какое, откуда пример брать? Оставим век восемнадцатый, возьмём только девятнадцатый.  По отцовской линии дедушка и прадедушка — великие ходоки за юбками. Дедушка по материнской линии по молодости дошалился до дурной болезни и по этой причине любимая сестра матери, английская королева, страдала врождённой глухотой . Её супруг, только к пенсионному возрасту дождавшийся английского престола, долгие годы  ожидания этого, чтоб не скучать, проводил с дамами парижского полусвета и в тамошних борделях. Он даже отличился, сконструировав некий предмет мебели для знаменитого заведения.

Папашу Ники, субъекта весьма среднего, с тяжёлым характером, позиционируют как человека добродетельного. Ему действительно, никто, кроме жены и бутылки, был не нужен. Придворные за глаза называли его «дворником».

Всё остальное тоже, как в таких фильмах полагается, – музейные интерьеры, массовки с роскошными мундирами сановников и туалетами дам; трогательно катящая  бархатное кресло мужа Дагмара, она же Мария Фёдоровна (После смерти пьяницы-мужа она быстро утешилась с давно милым её сердцу человеком).  Чистенькие ухоженные  толпы спешат за царскими подарками. Есть и балет, и спиритический сеанс (ну как же по нынешним времена без мистики), и роскошный фейрверк… В общем, собрано всё, что можно, кроме настоящей правды искусства и истории. Смотреть это, как историю изучать по творениям Акунина.

Журналисты народ вежливый. Похлопали, но вяло. На пресс-конференции  больше интересовали скандалом, а не достоинствами шедевра. Всё же неглупый, видимо, человек, Учитель второй серии «Матильы» не обещал… А я подумала, что сейчас по времени, по мощи, пора показывать климовскую «Агонию» и  большими тиражами  печатать «У последней черты» Пикуля.

Нина Нечаева   

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в наш чат.

Загрузка...