Кто он, пассажир монорельса?

монорельс москва

 

Последнее время много говорят о том, что открытие линии МЦК и станции «Фонвизинская» снизили пассажиропоток на монорельсе. В этой статье я хочу попробовать разобраться так ли это и вообще понять, кто он, пассажир монорельса. Все данные собраны мной экспериментально или получены с использования обычных интернет-программ и приложений (Яндекс. Карты, приложение метро для расчета времени).

Итак, начнем!

1. МЦК забрало на себя часть пассажиров монорельса

Монорельс действительно связывает несколько линий метро (СТЛ — серую, ЛДЛ — салатовую и КРЛ — оранжевую) т.е. можно предположить, что он является некоторым аналогом кольцевой ветки метро или МЦК.

Для понимания этого момента я рассчитал время от станции Тимирязевская до станции ВДНХ на метро и на монорельсе:

Метро — 21 минута через кольцевую и 26 через МЦК;

Монорельс — 15 минут.

Кажется — ура, монорельс быстрее значит пассажиры на нем едут, только вот одно НО, в этом расчете не учтено время на пересадку при использовании монорельса, а время на пересадку в метро учтено! Значит придется мерить это время самому…люди мы не гордые, пойдем и посчитаем время на переходы с СТЛ на монорельс и с монорельса на КРЛ:

Время пересадки:

Тимирязевская — 7,5 минут;
ВДНХ — 9,5 минут.

Итого: при использовании монорельса время в пути от Тимирязевской до ВДНХ составляет уже не 15 минут, а 32 минуты! И это без учета времени ожидания монорельса… Собственно аналогичная проблема есть и у МЦК, тоже очень длительные пересадки и большие интервалы (в сравнении с метро).

Пора делать вывод: очень мало пассажиров пользовались монорельсом для пересадки с КРЛ на СТЛ, а если учесть хорошую связанность этих веток на севере наземным транспортом (метро «Алтуфьево» и «Бибирево» связаны с «Медведково», «Отрадное» с «Бабушкинской», «Владыкино» с «Ботаническим садом») говорить о том, что наличие нового кольца севернее монорельса повлияло на пассажиропоток монорельса не приходится.

2. Насколько же повлияло открытие станции «Фонвизинская» на пассажиропоток монорельса?

Направление ЛДЛ — радиальное, монорельса — поперечно-кольцевое, единственное место пересечение — станция «Фонвизинская»-«Милашенкова».

Особенность станции «Милашенкова» — данная станция расположена в пром зоне закрытого Пивзавода и ТЦ Матрица, в 5 минутном доступе находится не более 10 домов, но об этом чуть ниже… Допускаю что данные жители могли доезжать на монорельсе до ВДНХ чтоб потом попасть в метро и ехать в центр, сейчас для этого им намного удобнее воспользоваться метро сразу, остальные станции монорельса не уменьшили свой пассажиропоток из-за открытия новой станции метро. Теперь обратим внимание на другую особенность открытия новой станции метро, она притягивает (должна по крайне мере) к себе пассажиров из ближайших районов… т е например жители Останкино могли бы (ниже объясню почему этого не произошло) на монорельсе приезжать к новой станции и увеличить ее пассажиропоток…

Вывод: влияние открытие метро действует разнонаправленно, поэтому нет основания говорить о том что оно повлияло на снижение пассажиропотока на монорельсе.
Так все таки кому нужен монорельс

Конечно, прежде всего жителям районов, где он проходит! А именно Бутырского и Останкинского… С помощью карты я построил коридоры «зоны влияния» монорельса, т. е. тот участок районов, куда от монорельса можно дойти пешком, обычно пешей доступностью называют расстояние в 10 минут, она на схеме обозначена голубым коридором, так же необходимо отметить объекты попавшие в 5 минутный радиус (на схеме — красные точки), все расчеты делали с учетом дорожек для пешеходов и пешеходных переходов.

Из этой схемы заметно, что красные участки имеют очень неправильную форму (в идеале должны были получиться круги с центром у входа на станцию). Это связано с тем, что монорельс, вместо интегрирования в уличную систему города, последнее время лишь дезинтегрируют! Что это значит?

Пройдемся по всем станциям:

1) Тимирязевская — станция с запада ограничена ж/д, переход глубокий, длинный сразу отрезает жителей САО от удобного использования монорельсом, вторым барьером стал забор ж/д станции. Если раньше можно было попасть с монорельса на станцию Савеловской ж/д за 2-3 минуты, теперь время увеличилось в 2 раза! За 5 минут добраться до платформы крайне сложно. Но это не все барьеры данной станции. С юга она окружена заборами от стоянок, которые также снижают доступность станции.

2) Милашенкова — наиболее пострадавшая станция в плане доступности пассажиров от ввода в работу метро. Если раньше жители Бутырского района как минимум 10 домов, могли за 5 минут дойти до неё, то теперь этот показатель упал до 2 домов. Всему виной подземный переход через улицу Милашенкова. Выход данного перехода направлен в противоположенную сторону от монорельса, в итоге максимум куда можно попасть от монорельса это в переход и в направлении на пару домов по ул. Добролюбова, рядом с которыми сохранили наземный переход.

3) Телецентр — данная станция не богата жилыми домами, зато тут находится большой центр, куда едут люди — Телецентр, также доступность окрестностей станции сильно снижена непродуманными переходами дорог.

4) Ул. академика Королева — станция со стороны монорельса охватывает много многоэтажных домов, а вот чтобы перейти дорогу, опять придется путешествовать по району, именно с этим связан провал 5-минутной доступности с юга от станции.

5) Выставочный центр — в радиусе 5 минут ходьбы жилых домов не имеется — несмотря на наличие ограждений доступность пешеходных дорог высокая.

6) Ул. Сергея Эйзенштейна — ситуация с переходами улиц очень сложная на северо-востоке станции, чтобы пройти к жилым домам придется переходить улицу дважды вместо одного раза, т.к. прямого перехода нет.

Итак, основные пассажиры монорельса это люди живущие, работающие или учащиеся в его коридоре доступности. Попытаюсь описать основные группы:

1) работники телестудии и студии «СоюзМультфильм»;

2) жители Останкинского района кому необходимо добираться куда-то по СТЛ, ЛДЛ метро;

3) жители Бутырского района кому нужна КРЛ метро;

4) жители Останкинского района к Савеловскому направлению р.ж.д.;

5) жители Бутырского района, желающие погулять по ВДНХ, Останкинскому парку;

6) жители кому необходимо добраться до Останкинского суда (отдельно стоит отметить что на автомобиле к нему приехать затруднительно из-за проблем со стоянками);

7) жители для посещения тубдиспансера (расположенный так же в «зоне влияния» монорельса);
8) работники «ГосНИИ-Приборостроения» (входит в корпорацию Алмаз-Антей);

9) работники центральной киностудии им. Горького;

10) отдельно стоит отметить большую массу учебных учреждений вблизи монорельса:

— Московский государственный педагогический университет,
— Московский юридический институт,
— Экономическо-правовой институт,
— Московский институт права,
— Останкинский институт телевидения и радиовещания,
— несколько техникумов и колледжей,
— несколько школ-интернатов.

Такой разнообразие дает хоть и не очень большой, но стабильный пассажиропоток, увеличить который возможно, интегрировав остальной транспорт и дорожную инфраструктуру к монорельсовой системе, а так же сократив интервалы между поездами.

На последок хотелось бы отметить не обоснованность разговоров про низкую пассажировместимость монорельса.

Без модернизации монорельсовая система способна перевозить 7 тыс. пассажиров в час. На сегодня самый популярный маршрут автобусов — 605 — перевозит 35 тыс. пассажиров в сутки, самый популярный трамвайный маршрут — 17 — перевозит около 70 тыс. человек в сутки, причем маршрутов трамвая с пассажиропотоком выше 35 тыс. всего шесть.

Для подсчета пропускной способности монорельса в сутки обратимся к исследованиям московского метрополитена о пиковых нагрузках:

Традиционно видим 2 пика — утренний и вечерний. Определяя максимум провозной способности (100%) в 7 тыс. пассажиров, получаем в сутки московский монорельс с сегодняшними мощностями способен перевозить 50-55 тыс. пассажиров. Причем часы его работы должны быть с 6 часов утра до 22 часов вечера.

Спасибо за внимание, в следующий раз поговорим про то, как снизить себестоимость монорельса.

Автор: КИРЕЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Загрузка...