«Я узнал об этих событиях из своей компьютерной игры»

«Я узнал об этих событиях из своей компьютерной игры»  – фраза, которую современным учителям истории приходится слышать чуть ли не каждый день. Пятнадцать лет назад эти слова могли вызвать только лишь волну смеха, резво прокатившуюся от первых парт до «камчатки». Хотя, нет. Обычно это заканчивалось пометкой в дневнике в стиле «Уважаемые родители, ваш сын…», но сейчас не об этом. Сейчас время совершенно другое. Все больше и больше появляется игр, где основной сюжет развивается вокруг реально происходивших в прошлом событий. Всевозможные стратегии, стрелялки (шутеры) и даже RPG, позволяющие хоть в какой-то степени почувствовать себя в шкуре героев минувших лет. Не исключением стала тематика второй мировой, собственно как и Великой Отечественной войны. Именно о ВОВ и о видении её западными разработчиками игр я и хочу вам поведать.

Первое и почетное место в моем рейтинге занимает отличный и динамичный, но не совсем съедобный для русского человека шутер Call of Duty. Во всех играх серии CoD уже с первых минут советской кампании перед игроком предстает жуткая картина безысходности: людей вокруг расстреливают целыми взводами, бездарные командиры посылают солдат как скот на бойню, половина бойцов идет в атаку с голыми кулаками, а за спинами стоят злобные палачи-комиссары, готовые каждую секунду выстрелить в спину любому, кто наступает (если это можно назвать наступлением) слишком медленно. И это при том, что на дворе по сюжету никак не лето сорок первого. В одной из игр серии сюжет советской кампании и вовсе списан с фильма «Враг у ворот» с Джудом Лоу в роли Василия Григорьевича Зайцева. Опечатки в словах, несуществующее на тот момент вооружение и несоответствие историческим датам – все это и вовсе сбивает с толку юных игроков. К тому же в противовес ужасающе кровавой советской кампании существует пафосная американская, в которой бравые «морпехи» стремительным маршем зачищают город за городом, освобождают узников концентрационных лагерей и пресекают тайные операции фашистов с помощью своих контрагентов. Ещё бы совсем чуть-чуть фантазии и оказалось бы, что США выиграли войну, а все остальные просто им немного «помогали».COD 1 COD 2

Таким же образом устроена одна замечательная с точки зрения графики, но слишком приукрашенная западными стереотипами стратегия Company of Heroes 2. Стоит ли подробно говорить об игре и её совпадениях с реальной историей, если в первом же ролике мы видим, как русский мужчина Лев Абрамович Исакович едет в город под названием (орфография сохранена) «Норилск»? – Не думаю. К тому же советские солдаты представлены здесь не освободителями, а ровно наоборот – завоевателями и кровожадными уничтожителями. Походу игры вам предоставляют различные задания, среди которых вы можете встретить:

— совершенно мне непонятное сожжение советскими солдатами своих же советских солдат;

— сожжение из огнеметов советскими солдатами мирных граждан заживо;

— расстрелы советскими солдатами польских партизан и мирных граждан;

Более того, эти задания являются обязательными: их придется выполнить для того, чтобы продолжить играть за Советский Союз.CofH CofH 1

Нет смысла говорить о таких играх, как серии Red Alert или Wolfenstein, где вообще подается идея альтернативной истории. Но ведь наши дети могут этого и не понимать. Когда моей сестре было 10 лет, признаюсь, она верила, что к ней вот-вот прилетит сова из Хогвартса. Если ребенок в 10 лет хоть немного, но верит в чудеса, то ничего не помешает ему принять истории о фашистах-некромантах за чистую монету. Почти во всех играх, где описываются эпизоды Великой Отечественной войны, чуть ли не прямым текстом говорится, что Советский Союз выиграл войну исключительно количеством. Задавил противника массой, так сказать. Доблесть и героизм советского солдата здесь не встретишь, только комиссары и заградительные отряды, готовые в любую минуту выстрелить в спину своему товарищу за то, что тот не исполнил приказ.3 1 3 2 3 3

Ни в одной западной игре не показано, сколько на самом деле американцев пало при освобождении Нормандии, так же как и не описаны события при обороне Бреста. Нигде не сказано, что за первые две недели войны с Советским Союзом германская армия потеряла в 2 раза больше офицеров и унтер-офицеров, чем за все время боевых действий на территории Польши, и в 3 раза больше, чем за всю шестинедельную французскую кампанию. На сегодняшний день семь из десяти школьников затрудняются ответить на вопрос: «В каком году была выиграна битва за Сталинград?». Как по мне, так это самое настоящее неуважение к ветеранам войны. Неуважение к героям, ушедшим от нас, и живущим по сей день.

Поймите меня правильно, я не против обучения детей в наиболее благоприятной для них форме. Ещё давным-давно доказано, что дети лучше всего усваивают информацию, когда она подается им в виде увлекательной игры, будь она компьютерная, настольная или ролевая. Но, к сожалению, индустрия устроена так, что даже в играх исторических зачастую приходится пренебрегать историей ради большего «экшена» и голливудского развития сюжета. Конечно, захочет ли ваш ребенок знать историю своего народа или нет – исключительно его дело. Но если все-таки он захочет, постарайтесь чтобы он знал ее не по развлекательным играм.

Автор: Дмитрий Фильчук