Век пастуха Мусаиба

Артист, в 100 лет способный выйти на сцену, – уникум. До такого возраста, как говорится, еще дожить надо. А дожившие редко способны активно работать.

Но Владимир Зельдин, старейший из ныне живущих народных артистов СССР, – счастливое исключение. Всенародный любимец, отметивший вчера вековой юбилей, по-прежнему радует зрителей. Живую легенду можно увидеть воочию на сцене Центрального академического театра Российской армии, где артист работает вот уже 70 лет.

Зельдин родился на Тамбовщине, в Козлове (теперь Мичуринск), в семье музыканта и учительницы. Во время Гражданской войны семья переехала в Тверь – те времена артист и сейчас вспоминает как счастливейшие в жизни. Еще позже Зельдины переселились в Москву. Будущий народный артист учился в военизированной школе на Таганке, активно обучался музыке – отец мечтал видеть его музыкантом, хотя самого Зельдина больше интересовал балет. Поначалу Владимир воплощал отцовские планы – подростком он начал играть на трубе в оркестре Высшей пограничной школы. Пытался поступить в военно-морское училище. Не прошел из-за слабого зрения. Работал на заводе…

Учиться на актера поступил неожиданно для себя – на экзамен шел без особых надежд. Окончил производственно-театральные мастерские в 1935 году и начал работать в театре МГСПС – будущем Театре имени Моссовета. Позже перешел в Театр транспорта. Там его и заметила ассистентка знаменитого режиссера Ивана Пырьева. И в 1941 году Зельдин стал знаменитостью. Вся страна узнала и полюбила его как пастуха Мусаиба Гатуева, и на фронте, куда Зельдин неоднократно ездил в составе концертных бригад, его уже принимали как всенародного любимца. Роль Мусаиба не была дебютом Зельдина в кино – он уже успел сняться в эпизоде в фильме «Семья Оппенгейм». Но эта маленькая роль не прославила его, да и сам фильм теперь мало кто помнит. В то время как незатейливая, но на редкость добрая и красивая история любви северянки Глаши и джигита Мусаиба, которую сам Зельдин называет «реальной сказкой», до сих пор остается одним из любимейших фильмов в нашей стране.Зельдин 2

На счету Владимира Зельдина множество прекрасных фильмов – «Карнавальная ночь», «Идиот», «Десять негритят»… Но до сих пор его имя ассоциируется у большинства наших сограждан именно с Мусаибом. Сейчас многие ругают социалистический реализм как стиль, посмеиваются над жанром производственного романа, над фильмами о любви передовиков производства… Но критиковать «Свинарку и пастуха» язык поворачивается мало у кого. Картина, снятая на Мосфильме в те дни, когда враг подступал к Москве и над головой уже звучали воздушные тревоги, картина, в тяжелые времена напоминавшая советским людям о той жизни, о которой они мечтали, просто не подлежала никакой критике, тем более что и с художественной точки зрения она получилась отличной. А личное обаяние Владимира Зельдина стало лучшим штрихом, завершающим этот шедевр советского кино. Пожалуй, его Мусаиб сделал больше для дружбы народов, чем любой современный «последний из Магикян».

Владимир Зельдин называет себя «до мозга костей советским человеком». Помня сложности коллективизации, осуждая раскулачивание, он при этом признает авторитет Сталина, восхищается его погруженностью в культурную жизнь страны. И считает, что советские люди были добрее друг к другу и больше чтили закон.

Сейчас Владимира Зельдина чаще всего можно увидеть на сцене в роли Дон Кихота. Снимается он и в кино, без снобизма относится к сериалам: он снимался в «Сватах», в «Счастливы вместе», в сериале «Даша Васильева» по мотивам романов Дарьи Донцовой. Изредка участвует в телевизионных передачах.

Год назад Зельдин стал самым пожилым участником эстафеты олимпийского огня.

Редакция «Красной Москвы» поздравляет Владимира Зельдина с вековым юбилеем и благодарит его за блестящие работы в кино и театре. Сам актер всегда просит, чтобы ему желали долголетия. Пожелаем и мы Владимиру Зельдину дальше жить и работать на сцене. С Днем Рождения, Владимир Михайлович!Зельдин 3

Автор: Наталья Веред