Метро – в «Новую Москву»!

Не так давно Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы про градостроительной политике и строительству, обнародовал планы на продление Сокольнической линии метро еще на две станции после «Саларьево», которая должна открыться к началу лета. Маршрут, по словам Хуснуллина, уже проработан.

Заммэра считает, что продление Сокольнической линии метро вглубь территории «новой» Москвы позволит значительно снизить нагрузку на Калужское и Киевское шоссе, по которым строится большой объем жилья. И без того престижные новомосковские районы, вполотную прилегающие к ЮЗАО, это решение должно сделать еще более популярными.

Новость радостная. Однако складывается ощущение, что московские власти в упор не видят, как районы Москвы с каждым годом все более отчетливо делятся на благополучные и неблагополучные. Ведь чем дальше, тем выше зависимость этого фактора именно от наличия или отсутствия метро.

Криминально неблагополучными, если посмотреть на статистику, чаще становятся те районы, которые печально известны низкой транспортной доступностью. Есть исключения (в основном это районы ЦАО, где традиционно происходит много краж и ограблений), но тенденция такова, что там, где нет метро, больше проблем. В таких районах дешевле жилье, «приличные» люди, которые хотят купить квартиру в Москве, там не селятся, зато охотно приезжают криминальные и полукриминальные личности из регионов и бывших союзных республик. В таком районе проще прижиться и нелегальному рабочему.метро 3

На криминогенную обстановку и общее социальное неблагополучие жалуются жители Бирюлево, в особенности Западного, Бескудниково, Северного, Ховрино, – районов, где пока нет (а где-то и не предвидится) метро. Нет метро в Метрогородке – метростроевцы, которым там давали квартиры, и их потомки оказались «сапожниками без сапог». Фактически резервацией для люмпенов уже давно стала Капотня. Преступность там сравнительно низкая, но население района во многом составляют маргиналы. Причин тому много. Во-первых, близость рынка «Садовод», который привлекает нелегальных мигрантов, попрошаек, воров-карманников. Во-вторых, именно в Капотню выселяют москвичей, злостно задолжавших за ЖКХ, – в основном это пьющие и опустившиеся люди. В-третьих, плохая экология Капотни отталкивает потенциальных новоселов из «приличных» слоев. И, конечно же, в Капотне нет метро. Можно только посочувствовать тем честным и добропорядочным жителям данного района, которые вынуждены мириться с его растущим социальным неблагополучием, да еще фактически «законсервироваться» в транспортно малодоступном районе вместе с соседями-люмпенами.

В 2009 году, напомним, продление той же Сокольнической линии метро было обещано жителям Гольяново – одного из самых опасных и криминализированных районов столицы, очень популярного у наркоторговцев и нелегальных мигрантов. В 90-е Гольяново считалось еще и «бандитским» местом, что закрепило его дурную славу на долгие годы. Обещанную станцию так и не построили. Сейчас гольяновцы пользуются станцией «Щелковская», которая расположена в соседнем районе Северное Измайлово: не слишком удобно для жителей как Гольяново, так и Северного Измайлово, зато очень удобно для гастарбайтеров-нелегалов, которых, из-за близости крупнейшего в Москве автовокзала, здесь особенно много.

Это только одна проблема обеспечения москвичей метро. Другая – транспортные сложности в некоторых уголках ЦАО. Некоторые линии метро не имеют пересечений в центре, что сильно затрудняет проезд людям, которые живут, для примера, в Ясенево, а работают на «Семеновской». Не первый год москвичи мечтают о том, чтобы Арбатско-Покровскую «синюю» линию соединили с Калужско-Рижской «оранжевой» и Таганско-Краснопресненской «фиолетовой» на «Китай-Городе». Совсем недавно поговаривали, что такая станция будет построена, и назовут ее «Маросейка». Но на том разговоры и затихли. Также Калужско-Рижскую линию никак не соединят с «серой», Серпуховско-Тимирязевской. Станция «Ордынка», пересекающаяся с «Полянкой», тоже была вскользь обещана москвичам – и молчание…метро 5

Увы, и сами москвичи не всегда знают способы упростить себе жизнь. Много шума наделало закрытие станции метро «Бауманская». По разным станциям подземки пришлось даже расклеить объявления, в которых подробно объясняется, что на «Бауманской» пора менять эскалаторы: там они самые старые в московском метро, им более 70 лет! Но возмущению и огорчению граждан все равно нет предела. А ведь эта станция находится в центре, в районе, где проложены трамвайные пути, ходят троллейбусы и маршрутные такси. Доехать до «Бауманской» по земле можно от «Комсомольской», «Красносельской», «Китай-города», «Электрозаводской», «Авиамоторной», даже от «Новогиреево». Дополнительный трамвай пустили от «Курской», причем по участку дороги, на котором практически не бывает «пробок». Только выбирай… Но многие люди, которые живут и работают в Москве, очень смутно представляют себе возможности наземного транспорта и чувствуют себя растерянными, если метро по какой-то причине оказывается недоступно. Эту проблему каждому следует решить для себя самому. Плохое знание наземных маршрутов и «коротких дорог» (через дворы и переулки) – увы, распространенное среди современных москвичей явление, вызванное банальным отсутствием интереса к своему городу.метро 1

Спорить о том, нужно ли метро в «Новой Москве», бессмысленно. Конечно, нужно, как и в любом районе, где новостройки растут «как грибы», одна за другой. Но забывать о других проблемах московского метрополитена тоже нельзя. Особенность этих проблем такова, что они усугубляются с каждым годом. А значит, рано или поздно приведут к беде. Такая беда уже случилась в Западном Бирюлево – вспомним погром на овощебазе, вызванный таким вот «территориально законсервированным» межэтническим конфликтом. Важно сделать все, чтобы такие ситуации не повторялись.

Автор: Наталья Веред

Фото: Вячеслав Богомолов