Московские «оптимизаторы» превращают «красный крест» в чёрный!

«Почему у Прокурора города Москвы нет реакции на массовые нарушения Законов о Здравоохранении и прав человека на бесплатную, доступную медицину?»

 Продолжение истории с «погромом» городской поликлиники №38

В предыдущих материалах мы обращали внимание читателей на то, какая масштабная работа была проделана столичными «оптимизаторами» по превращению хорошо оснащённой и укомплектованной квалифицированными медицинскими кадрами городской поликлиники №38 на ул. Верхняя Красносельская, 21 в непонятную, постоянно реорганизуемую структуру – филиал №4 «Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения г. Москвы» (МНПЦ МРВСМ ДЗМ).

За постоянными сменами вывесок (из городской поликлиники в филиал №16 в форме Государственного бюджетного учреждения, а потом – в филиал №4 в форме Государственного автономного учреждения) стояло не просто изменение наименования. Нет, за всеми этими манипуляциями прослеживался уверенный курс действий, направленных на масштабное сокращение специалистов, врачебных кабинетов, увеличение объёма платных услуг.

Однако, планы «оптимизаторов» сильно расстраивались из-за большого числа, прикреплённых здесь пациентов (не только местных жителей, а и граждан, работающих и учащихся в Красносельском районе Москвы), которых нельзя было просто так вышвырнуть из поликлиники. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») такие действия производить не позволяет. Выбор медицинского учреждения для оказания гарантированной государством медицинской помощи пока ещё является исключительным правом пациента. Т.е. должен осуществляться исключительно по его доброй воле.

Но задачу открепления населения решать было нужно, и решать как можно скорее. Высокое руководство в Департаменте здравоохранения требовало от администрации учреждения роста показателей открепления. Надо сказать, что темпы были взяты немалые. С момента начала функционирования филиала (т.е. с весны 2012 года) поликлинику покинуло, как минимум более 10 тыс. пациентов. Однако с начала 2015 года потребовалось увеличить и этот темп. По информации, полученной от нынешнего руководства филиалом, за неполные 3 месяца этого года удалось взять новый антирекорд – откреплено более 3 000 пациентов.

Каким же образом удалось стимулировать этот отток? По результатам обращений к нам многочисленных недовольных пациентов поликлиники, а также по результатам разговора с администрацией учреждения вырисовалась следующая нелицеприятная картина.

С начала 2015 года была начата масштабная психологическая обработка пациентов. В вестибюле поликлиники разместили объявление о прекращении прикрепления к медучреждению. Такая же информация в скором времени стала поступать пациентам в виде смс-сообщений. Как показало общение с получателями таких сообщений многие из них, не разобравшись, решили, что их открепляют от поликлиники и сами забрали документы.

Следующая мина для ликвидации прикреплённых была заложена в виде ликвидации киоска льготных лекарств. Это также способствовало оттоку тех многочисленных пациентов, кто регулярно пользовался этим видом медицинской помощи. Предстоящее (по словам руководства филиала) сокращение «скорой помощи» в учреждении так же вряд ли отразится положительно на сохранении числа прикреплённых пациентов.

После 5 марта процесс резко ускорился. Была реализована (и успешно реализуется в настоящее время – возможно не только в этой поликлинике) следующая схема. Пациент пытается записаться к врачу через автомат, установленный в вестибюле. Автомат его не записывает или пытается перенаправить в другое медицинское учреждение. Невнимательный или равнодушный ко всему пациент покорно идёт туда, куда его направил автомат. А вот активные граждане направляются в регистратуру, где их огорошивают объявлением типа: «А вы у нас не прикреплены», «Идите в районную поликлинику», «Талон на приём к врачу мы вам выдать не можем». Причём, так поступают не со всеми пациентами, а, преимущественно с теми, кто в последнее время здесь помощь не получал. Тем же, кто уже проходит процедуры ещё удаётся, как правило, завершить намеченные процедуры.

Как выяснилось из разговора с администрацией, руководство медучреждения (очевидно по указке из Департамента здравоохранения Москвы) направляет списки своих прикреплённых пациентов в районные поликлиники по месту их прописки. А потом начинает попросту отказывать в приёме. Человеку ничего не остаётся, как пойти в свою районную поликлинику, где списки с его фамилией уже есть. Ему предлагают написать заявление и всё – «добровольный» выбор медучреждения завершён. Все довольны – никто закона не нарушал. Видимо именно в таком ключе рассуждают идеологи «оптимизации» столичной медицины вообще и городской поликлиники №38 – в частности. При этом их абсолютно не смущает тот факт, что и районные поликлиники уже начали попадать под нож «оптимизации», а выбирать медучреждение для оказания гарантированной помощи, по закону пациент может не чаще одного раза в год. Т.е. проще говоря, при такой системе «перебросок» пациента, он может вообще оказаться на улице.

А кто же является идеологами этих преобразований? Да всё одни и те же лица. Приказ о преобразовании городской поликлиники №38 в филиал реабилитационно-восстановительного центра за №218 от 09.04.2012 г. подписан ставшим уже скандально известным Л.М. Печатниковым – на тот момент руководителем Департамента здравоохранения г. Москвы, а ныне заместителем Мэра Москвы С.С. Собянина. Ключевым в этом приказе является пункт 4, который передал в оперативное управление вновь созданному реабилитационно-восстановительному центру всего комплекса недвижимого имущества 16 поликлиник и больниц, вошедших в него в качестве филиалов. К слову сказать, нынешняя деятельность Департамента здравоохранения Москвы вокруг этой поликлиники прямо противоречит пункту 2 данного приказа, согласно которому указанный реабилитационно-восстановительный центр является правопреемником Поликлиник, Диспансеров и Больниц, вошедших в его состав по всем обязательствам. По всем! А значит – и по обязательствам оказывать необходимую медицинскую помощь прикреплённому здесь населению.Фото0068

Второй приказ за №1102 от 23.12.2014 г., преобразовавший Государственное бюджетное учреждение в Государственное автономное подписан новым руководителем Департамента здравоохранения Москвы А.И. Хрипуном. Администрация Центра пыталась убедить нас, что это преобразование лишь смена названия и не более того. Однако это далеко не так. А тот факт, что в нашей встрече с руководством Центра с его стороны принимал участие и руководитель юридической службы, говорит о том, что администрацией проводится намеренная политика по замалчиванию перед населением очевидных проблем, с которыми столкнётся медучреждение (а может быть и уже столкнулось) в самое ближайшее время по вине должностного лица, подписавшего указанный приказ. Ведь, подписывая ведомственный нормативный акт, он не мог не знать, что к основным рискам автономного учреждения относятся:

  1. Снижение доступности оказываемых социальных услуг, которые население получало бесплатно.
  2. Недостаточность имущества, в том числе денежных средств, для осуществления уставной деятельности.
  3. Некомпетентность управления автономным учреждением из-за отсутствия необходимого опыта в условиях рыночной конкуренции.
  4. Сокращение бюджетного финансирования на выполнение задания учредителя в связи с их целевым характером.

Если «оптимизаторы» ставили перед собой цель убедить население в «неэффективности» данного медучреждения, то при такой намеренно проводимой политике, они видимо её добьются.

На примере городской поликлиники №38 очень рельефно отражается вся сущность проводимой реформы: вместо строительства так нужных населению новых поликлиник и развития системы учреждений оказаний первичной врачебной помощи, их громят под предлогом развития высокотехнологичной медицины. Устанавливая в бывших поликлиниках и больницах современное оборудование, купленное на наши с вами деньги (по «Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2013 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. №114-ПП), высокое медицинское руководство практически уже не скрывает, что лечится на нём мы сможем лишь в том случае, если на это хватит средств Фонда ОМС. Так кого же будут лечить все эти новые центры, создаваемые за бюджетные (т.е. народные) средства на разрушенных ими руинах поликлиник, больниц и диспансеров?!

Возвращаясь же к теме реформирования городской поликлиники №38, мы считаем, что борьбу за эту поликлинику нужно обязательно продолжать и вести её исключительно в направлении отмены антисоциальных приказов Л.М. Печатникова и А.И. Хрипуна о преобразовании этого медучреждения. Пациенты требуют восстановления штатного расписания поликлиники и возобновления её нормальной работы. Здоровье населения – это не разменная монета в кошельке торгаша или некомпетентного чиновника! Государству пора, наконец, начать хоть как-то реализовывать свои социальные функции и заняться, в первую очередь вопросом гарантированного бесплатного и качественного медицинского обслуживания населения. А для этого необходимо полностью пересмотреть непродуманную реформу отечественного здравоохранения и привлечь, наконец, к решению этой проблемы специалистов и население. И ещё, где собственно надзорные функции Московской городской Прокуратуры? Почему у Прокурора города Москвы нет реакции на массовые нарушения Законов о Здравоохранении и прав человека на бесплатную, доступную медицину?

 Ефимов Александр, председатель Кировского местного отделения КПРФ