Рафаэль. Поэзия образа

Фото: Владимир Песня/ РИА Новости

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина “Рафаэль. Поэзия образа” стала первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате. Безусловно, экспозиция стала самой посещаемой этой осенью. Восемь картин и три рисунка были доступны для москвичей четыре месяца (выставка еще работает и заканчивается 11 декабря), и за это время работы великого итальянского художника произвели настоящий фурор.

Живопись, графика, архитектура и поэзия Рафаэля Санти стали воплощением высших идеалов эпохи Возрождения и во многом определили последующие пути развития европейского искусства.1

К творчеству Рафаэля как к вечному источнику красоты и вдохновения постоянно обращались русские мыслители, художники, писатели и поэты. Критик В.Г. Белинский после знакомства с “Сикстинской мадонной” Рафаэля писал: “…Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя нагляденься! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Не даром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре.”

Организаторы выставки (куратор выставки – доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова) несмотря на небольшое количество представленных произведений, постарались подобрать их таким образом, чтобы максимально полно отразить разные периоды творчества Рафаэля.

“Мадонна с младенцем” из галереи Уффици, написанная вскоре после переезда Рафаэля во Флоренцию, относится к раннему периоду творчества художника. Считается, что в этой картине особенно явственно прочитываются связи с манерой Леонардо да Винчи.

Рафаэль Санти. Автопортрет, 1504−1506
Рафаэль Санти. Автопортрет, 1504−1506

Галерею портретов открывает небольшой «Автопортрет» Рафаэля, который он написал в возрасте 23 лет. Это хрестоматийная вещь художника, она воспроизводится на обложках едва ли не всех монографий и каталогов, посвященных творчеству Рафаэля (каталог московской выставки исключением не стал).

Также в зале выставки можно полюбоваться портретами Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци, Элизабетты Гонзага (галерея Уффици) и женским портретом, известным под названием «Немая» из Национальной галереи Марке (Урбино).

Особняком стоит работа, крайне редко покидавшая пределы Италии, — «Экстаз святой Цецилии» из Пинакотеки Болоньи.

Интерес к творчеству великого итальянца невероятно велик, и представленная вниманию зрителя выставка в ГМИИ им. Пушкина – первая за всю историю выставка произведений Рафаэля в России – убедительное тому доказательство.

Автор: Элона Марущенко