Северный дублер Кутузовского уничтожит память о линии обороны Москвы

В ЕСПЧ зарегистрирован иск москвичей по поводу нарушения их прав при сооружении Северного дублера Кутузовского проспекта. К ним присоединились ветеранские организации: дублер, в случае его сооружения, сотрет с лица земли историческое место – линию обороны Москвы 1941 года.

В канун празднования 75-и летия Победы это выглядит особенно кощунственно.

И как тут не вспомнить: 12 декабря 2018 года, на заседании оргкомитета «Победа», президент Путин призвал всех причастных к подготовке празднования юбилейной даты «оградить святые понятия от пошлости и формализма».

ЖБОТ времен Великой Отечественной войны - свидетель линии обороны Москвы 1941 года -  был обнаружен местными жителями среди битых бутылок и хлама .
ЖБОТ времен Великой Отечественной войны — свидетель линии обороны Москвы 1941 года — был обнаружен местными жителями среди битых бутылок и хлама .

Через год после этого заседания произошло событие в равной степени радостное и печальное. В районе рощи, которую планируют вырубить в связи со строительством дублера, местные жители обнаружили ЖБОТ — железобетонный пулеметный колпак времён Великой Отечественной войны.

«Я вел депутатский прием, ко мне пришла местная жительница Ксения Воскобой, которая сообщила: в том месте, где сносят гаражи, обнаружен след Великой Отечественной. Мы вместе выехали на место и успели вовремя: через 3 дня ЖБОТ , вместе со всем «хламом», как выразились рабочие, должны были вывезти на свалку», — рассказывает депутат районного совета депутатов муниципального округа «Фили-Давыдково» Андрей Ларичев. 

Местным жителям пришлось самим позаботиться о судьбе  памятника Великой Отечественной - чиновники до сих пор возражают против его сохранения на месте линии обороны Москвы.
Местным жителям пришлось самим позаботиться о судьбе памятника Великой Отечественной — чиновники до сих пор возражают против его сохранения на месте линии обороны Москвы. 

«Мы подняли документы времен Великой Отечественной войны и выяснили, что главный рубеж обороны Москвы проходил непосредственно по территории современного района Фили-Давыдково. Именно там осенью 1941 года была построена Кунцевская линия обороны. Линия обороны шла в районе нынешней Кременчугской улицы, пересекая ее наискось и упираясь в реку Сетунь, также она проходила в районе Старорублевского шоссе, чуть западнее современной Минской улицы. Противник был остановлен на Можайском направлении западнее Давыдково. После того, как неприятель был отброшен от столицы, оборонительные сооружения использовались до 1944 года для подготовки маршевых рот перед их отправкой на фронт», — рассказала «НИ» депутат районного совета депутатов муниципального образования «Фили-Давыдково» Ольга Фролова.

Камень в память о линии обороны Москвы заложили у западного выхода из метро Славянский бульвар.  "Этого  достаточно", - решили чиновники.
Камень в память о линии обороны Москвы заложили у западного выхода из метро Славянский бульвар. «Этого достаточно», — решили чиновники.

Вдоль рощи, которую планируют вырубить в связи со строительством северного дублера, как раз проходила линия обороны столицы. Ну, а интересы и здоровье москвичей для чиновников, похоже, давно несуществующие категории. Тем не менее, экологи установили: в случае вырубки рощи и части яблоневого сада выброс вредных веществ многократно увеличится, жить в этом районе будет опасно для здоровья. Для справки: в роще растут более 300 берез, 200 лип, 30 лиственниц, сосен, елей, сотни тополей, других деревьев и кустарников, она является источником кислорода для загазованных окрестностей. Липовая и березовая аллеи были посажены нашими предками более 100 лет назад. В роще обитают сотни видов птиц, водятся ежи, белки, ласки. Есть родник и ручей, где обитают дикие утки. Несмотря на близость Кутузовского проспекта, тут всегда свежий воздух. Пока еще…

Почему же такая несправедливая участь постигла места , связанные с Великой Отечественной, на Западне столицы, вблизи Кутузовского проспекта? Причины — на поверхности. Во-первых, стремительная застройка элитного района Москвы не оставляла места для сохранения истории. Во-вторых, северный дублер в последние годы стал главной темой представителей властей всех уровней. Ради него жертвовали зелеными насаждениями, интересами и условиями жизни местных жителей. Об истории чиновники даже не вспомнили — какой от нее доход?

Кстати, судьба найденного ЖБОТа оказалась незавидной: свидетель обороны Москвы странным образом «переехал». «Местные жители чудом выхватили его из кучи строительного мусора на улице Герасима Курина, 20. О такой ли славе мечтали наши уходящие ветераны ВОВ? Позор тем, кто так поступает! Сейчас ЖБОТ представители Управы Фили-Давыдково перевезли на Большой Филевский бульвар для хранения. Управа взяла его под контроль. Но, насколько мне известно, его не хотят возвращать на прежнее место», — рассказывает муниципальный депутат Ольга Фролова. – «Говорят, достаточно памятного Камня у метро Славянский бульвар. Префектура тоже молчит. Оттуда поступают странные объяснения: дескать, земля, на которой стоял ЖБОТ, уцелевший со времен Великой Отечественной, находится в ведении частного инвестора, у которого на эту территорию свои планы», — поделилась с «НИ» Ольга Фролова.

В этом месте АО «Новая концессионная компания» планирует возвести пункт оплаты проезда по дублеру со шлагбаумом. Как следует из документов, попавших в распоряжение «НИ», соглашение об этом подписано с правительством Москвы. При активной поддержке местных жителей муниципальные депутаты обратились к заместителю мэра по градостроительной политике Марату Хуснуллину с просьбой внести изменения в проект Северного дублера и исключить пункт оплаты со шлагбаумом, заменив его на более современный и компактный – формата freeflow. Такая система сейчас принята во всех европейских странах. Это позволило бы сохранить и озеленение территории района, и память об исторических местах, связанных с обороной Москвы. Но ответ г-н Хуснуллин так и не дал.

Из ответа Департамента строительства Москвы следует, что  за участок  рощи, в которой находился ЖБОТ и  по которому проходила линия обороны Москвы, отвечает АО "Новая концессионная компания".
Из ответа Департамента строительства Москвы следует, что за участок рощи, в которой находился ЖБОТ и по которому проходила линия обороны Москвы, отвечает АО «Новая концессионная компания». 

Переписка по этому поводу составляет целые тома. В распоряжении нашей редакции десятки писем – Обращения москвичей, муниципальных депутатов в Государственную Думу, в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы, в департамент строительства г.Москвы, в департамент природопользования и охраны окружающей среды столицы. И отовсюду чиновники разных уровней шлют витиеватые отписки.

Обращение в Комитет по  архитектуре и градостроительству Москвы  с просьбой внести изменения в проект планировки Северного дублера .
Обращение в Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы с просьбой внести изменения в проект планировки Северного дублера . 

А тем временем, вырубка рощи на Кутузовском проспекте и части яблоневого сада ( около полутора гектаров) для строительства Северного дублера – это дополнительный удар по истории города. Яблоневый сад в конце Кутузовского проспекта, тянущийся до метро Славянский бульвар и дальше, был посажен в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. руками участников Великой Отечественной войны , школьников района и участников фестиваля. Каждое дерево – это память о ветеране войны, либо о конкретном жителе района. По какому праву эту живую память уничтожают у в угоду сомнительному транспортному проекту?

«Нам говорят, что мы не предлагаем альтернативные варианты дублеру. Но это не так», — пояснил «НИ» муниципальный депутат Андрей Ларичев. – «Мы предлагали проектировщикам сделать дублер полузаглублённым, чтобы уменьшить шум, покрыть его сплошным коробом в тех местах, где он будет проходить рядом с домами. Но нас как будто не слышат. Мы прошли через все возможные суды – начиная с Мосгорсуда и заканчивая Верховным. Никакого результата! Тогда мы решили действовать через Европейский суд по правам человека. И там нас услышали. Иск дошел, он зарегистрирован, мы ждем решения», — пояснил «НИ» Андрей Ларичев.

Посадка яблоневого сада вдоль Кутузовского проспекта в 1957 году.
Посадка яблоневого сада вдоль Кутузовского проспекта в 1957 году.

Самое парадоксальное в этой ситуации то, что северный дублер перекроит не только историю столицы, но и ее градостроительный план. Дело в том, что в Генеральном плане Москвы, который утвержден Законом № 17 от 05.05.2010 г. территория рощи на Кутузовском проспекте отнесена к многофункциональным парковым зонам. Генеральный план никто не отменял. Но по какой-то странной случайности роща не была включена в природный комплекс Москвы. В результате, в проекте планировки территории для строительства Северного дублера, городской лес представлен как … пустырь. Поистине, чудеса происходят при возведении дорог, дублеров, хорд и развязок в столице!

«Все понимают, что проблему пробок этот дублер никак не решит. Он будет стоить бюджету приличных денег и нанесет существенный ущерб экологии Москвы. Что касается истории, то его прохождение по линии обороны Москвы – это просто кощунство», — считает муниципальный депутат Андрей Ларичев.

В этой связи не лишне вспомнить известное изречение: «Если стрелять в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в вас из пушки».

Ирина Мишина,

«Новые известия»

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в наш чат.