В Москве «Жилищник» может скрыть под асфальтом историческую гранитную брусчатку

1959 год. Линия трамвая в сторону улицы Новая Заря - Остановка Серпуховский вал Фото: pastvu.com

Краевед Алена Аверина рассказала ИА FederalCity об угрозе утраты фрагмента столетней гранитной мостовой в Даниловском районе и предложила общественности спасти исторический объект. 

Что происходит 

В Даниловском районе сохранился фрагмент мостовой, выложенной гранитной брусчаткой. Ее возраст почти 100 лет – 20-30-е годы XX столетия. Мостовая находится по адресу улица Новая Заря, 4/8. Ее пока еще можно увидеть во время поездки на трамваях № 26 или № 38 между остановками «Третий Верхний Михайловский проезд» и «Вторая Рощинская улица». Балансодержатель территории – ГБУ «Жилищник Даниловского района» проводит благоустройство территории: заменяет и устанавливает бордюры и укладывает асфальт. По словам Алены, брусчатка исчезнет из-за желания ГБУ «Жилищник» сделать быстро (спустя рукава) — закатать в асфальт и забыть. Такое халатное, пренебрежительное отношение к истории «под ногами»  не может не возмущать и заставляет активистов бороться с вопиющей несправедливостью.

Краеведы – Алена Аверина, Илья Малков и другие – собрали за три дня подписи жителей города и направили их с сопроводительным письмом в Префектуру ЮАО и управу Даниловского района.

В ответе префектуры содержались неточности, которые свидетельствовали о поверхностном рассмотрении и отношении к проблеме, считает Аверина. Например, префектура рекомендовала провести общее собрание собственников близлежащих домов. Но здание по адресу Новая Заря, дом 6 – это офисное здание конструкторского бюро с землей в аренде у государства. Да и территория, на которой находится мостовая, не относится ни к одному из домов, согласно утвержденному межевому плану. Официального ответа управа по состоянию на 6 сентября не дала. 

На сторону активистов встал и подрядчик работ, который предлагает сохранить участок мостовой при укладке асфальта. Однако ГБУ «Жилищник» не предпринимает никаких мер, чтобы разрешить созданную им же ситуацию. Ведь объект, обладающий признаками исторической ценности, необходимо было учесть при планировании работ по благоустройству.

«Активистам и неравнодушным жителям района остается только «ложиться под каток», потому что даже проведение общего собрания собственников в ускоренном темпе занимает минимум месяц, а ГБУ «Жилищник» торопится закатать нашу общую историю в асфальт за считанные дни», – отмечает Алена Аверина.

Брусчатка сейчас 

Чем брусчатка уникальна

Алена Аверина рассказала, что фрагмент мостовой на улице Новая Заря  – не простая брусчатка, а гранитная. Ее укладывали в 1929-1931 годах вместе с новой линией трамвая. Гранит в то время привозили из Карелии. 

Москва стремилась избавиться от анахронизма в виде булыжной мостовой. Тогдашние городские власти искали современные, быстрые, ремонтопригодные материалы, которые прослужат долго и будут легки в эксплуатации. Такой отличной «одеждой» для мостовой признали брусчатку. И в 1930 году начали менять булыжную мостовую рядом с Кремлем на брусчатку. То есть сохранившаяся брусчатка – родственница кремлевской. 

Как объяснила Алена Аверина, брусчатка отличается от булыжной мостовой.  

Булыжную мостовую делали из мелкого валунного камня – «кругляка» или крупного грубо колотого камня, который называли шашкой. Улицы мостить булыжником начали только при Петре I. В 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. К концу 20-х годов XX века булыжная мостовая находилась в плачевном состоянии. При этом камни для дорог добывались и обрабатывались почти исключительно вручную.

Брусчатка – это прямоугольный камень из твердых пород (гранит, габар и др.). Высотой от 12 до 18 см, а ширина и длина различны. Камни расположены упорядоченными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Брусчатка не имеет срока службы, ее можно перекладывать. С появлением эры машин и трамваев появилась потребность найти подходящий материал для обновления московских дорог. Решили использовать брусчатку, которая «для значительного движения весьма хороша» и укладывалась в план по «превращению булыжной Москвы в образцовую столицу пролетарского государства».

Булыжная мостовая была куда менее удобна, красива и выгодна, чем брусчатка. Кроме того, при укладке брусчатки в то время швы заливали нефтяным битумом, а не засыпали песком, как это делалось раньше. Благодаря такой технологии сводили на нет количество песчаной взвеси в воздухе, который в результате был чище.

Улица «Новая Заря» названа в 1929 г. по построенным на этой улице жилым домам работников парфюмерной фабрики «Новая Заря», которая выпускала парфюмерную продукцию — от мыла до знаменитых духов «Красная Москва». После гражданской войны начался стремительный рост трамвайных линий, и в 1931 году было открыто движение по новым линиям: Шаболовке, Серпуховскому валу, Новой Заре. В 50-60 годы старые дома Новой Зари были расселены, и на их месте построили 5-этажные дома для рабочих завода МЗОЦМ, который тоже когда-то был неподалеку, а теперь снесен.»И если вы прокатитесь на трамваях № 26 или № 38 по улице Новая Заря, то увидите кусочек мостовой, по которой работницы парфюмерной фабрики возвращались домой после работы, а рабочие завода обработки цветных металлов уходили на работу по звонку», – отмечает Алена Аверина.

Как восстанавливают брусчатку в Москве и других городах

По словам Алены Авериной, не все в Москве равнодушны к истории города. Пример восстановления мостовой из брусчатки – фрагмент на улице Баррикадная рядом с зоопарком. Брусчатка сохранена на Пушечной улице и Петровке. В 2020 г. при проведении работ по благоустройству в районе Котловка была обнаружена брусчатка, которую совместно восстановили жители и управа района. А ведь Котловка – соседний район с Даниловским и Донским. 

Увековеченный участок брусчатки в Котловке 

Еще об истории заботятся в Озерске, Калининграде и других городах России. Ведь жители чтут историю и передают детям. 

Москва
Озерск
Калининград

Что необходимо сделать для для сохранения нашего культурного наследия

Аверина Алена обратилась к юристу и правозащитнику Климу Лихачеву за помощью. Юрист считает, что необходимо признать часть территории, на которой расположена брусчатка, достопримечательным местом и внести в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с утверждением непосредственно предмета охраны и его границ. Для этого необходимо подать заявку в Департамент культурного наследия г. Москвы, но без необходимой огласки это будет сделать сложнее. Параллельно нужно обратиться в Префектуру ЮАО для приостановки работ, чтобы не причинить вред объекту.
Инструкция, предложенная активистами, выглядит так:

1. Отправить обращение в префектуру:

  • Подготовить текст с ссылкой на эту статью или взять отсюда.
  • Перейти в электронную приемную префектуры по адресу.
  • Отправить подготовленный текст.

2. Отправить обращение в департамент культурного наследия:

  • Подготовить текст с ссылкой на эту статью или взять отсюда (вторая страница).
  • Зайти на mos.ru и перейти по ссылке.
  • Выбрать в строке «Получатель» — «Департамент культурного наследия».
  • Заполнить поля и отправить обращение.

3. Полученные ответы направить по электронному адресу alena.avverina@gmail.com

«Давайте сделаем так, чтобы нас услышали и сохранили историю этого уникального места!» – обращается ко всем неравнодушным Алена Аверина. 

Обращение в управу Даниловского района


Ответ из префектуры ЮАО 

Ответ из управы

Источник: FederalCity

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в наш чат.