В системе ГУП «Мосгортранс» сокращают работников, но увеличивают количество чиновников!

транспорт

Мы уже привыкли к тому, что слова «реформа», «оптимизация», «реструктуризация» не несут ничего хорошего и надо готовиться к худшему! Неоднократно «благие» планы реформаторов оказывались для населения или трудовых коллективов настолько катастрофичными, что резко снижался уровень жизни граждан, а если это касалось отдельных предприятий или сфер деятельности, то непременно начинались якобы «необходимые» сокращения штатов, принуждения к увольнениям по собственному желанию и т.д. Но лучше в итоге не становилось никому, кроме самих реформаторов, которые на этом элементарно наживались, присваивая государственную собственность или средства производства. Итоги реформ в промышленности, науке, сельском хозяйстве, в образовании, здравоохранения  мы уже знаем! Промышленность на боку, наука еле дышит, сельское хозяйство разорено, образование и здравоохранение разгромлено и когда чиновники говорят нам о «доступности» и «бесплатности» образования и здравоохранения, в последние годы это воспринимается как издевательство! Но вернёмся к теме нашего разговора. Сегодня речь о проблемах наземного общественного транспорта Москвы. Система, выстроенная десятки лет назад, представляла из себя транспортные организации, автобусные парки Москвы. В каждом парке было несколько колонн, автобусы двухсменные, трёхсменные, заказные и т.д. Для устранения мелких неполадок на линии существовал спецтранспорт «Техническая помощь». Система ремонта и обслуживания тоже б ыла отлажена: после определённого пробега автобусы направлялись в период «большого простоя» на ТО-1 и также ставились в порядке очерёдности на ТО-2. Подготовка водителей и слесарей-ремонтников была налажена и функционировала отлично. Учебный Комбинат поставлял водителей с категорией «D», разрешающей им работать на автомобилях, у которых «более восьми сидячих мест» и категорией «E», позволяющей водителю работать на автобусах с полуприцепами типа удлинённый Икарус или ЛиАЗ. Казалось бы, улучшать работу общественного транспорта (как и любой системы)  можно бесконечно, совершенствовать отдельные направления системы тоже необходимо. Но когда под видом реформирования проводится курс на снижение качества и эффективности работы общественного транспорта, а по итогам «неудовлетворительной» работы в дальнейшем начнётся приватизация автобусных парков, тут уже начинается переход государственной, общенародной собственности в частные руки! Зададимся вопросом, кто оказался выгодоприобретателем при проведении приватизации в промышленности, на транспорте и в других сферах? Руководство и приближённые к нему персоны! Как бы и здесь не получилось, что выгодоприобретателями будут инициаторы реструктуризации ГУП «Мосгортранс», и прибыль от пассажирских перевозок вместо бюджета Москвы пойдёт в карманы частных лиц.

Что сейчас происходит в ГУП «Мосгортранс» и каковы перспективы общественного наземного транспорта Москвы, мы узнаем из «первых рук». На вопросы депутата Московской городской Думы фракции КПРФ Николая Зубрилина отвечает бывший сотрудник «Мосгортранса»  Александр Ильич Арнаутов, проработавший в структурах предприятия почти 15 лет, последнее время главным инженером филиала.191506

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Здравствуйте Александр Ильич, вы как опытный профессионал, проработавший в системе общественного транспорта города Москвы полтора десятка лет, как прокомментируете ситуацию с реструктуризацией ГУП «Мосгортранс» а проще говоря как скажется проводящееся сейчас сокращение сотрудников на деятельности ГУП «Мосгортранс»?

Александр Ильич Арнаутов:

Отвечая на Ваши вопросы, прошу учесть, что моё мнение оценочное и отражает ситуацию на апрель 2015 года. Прошло 8 месяцев, за это время проведено ещё одно сокращение в филиалах ГУП «Мосгортранс» в декабре 2015г. и возможно будет очередное сокращение в марте 2016 года.

Могу также добавить, что не все структурные подразделения ГУП «Мосгортранс» подвержены сокращению. Так отделы «Управления ГУП «Мосгортранс», расположенные  на Раушской набережной периодически расширяются и укрупняются, там сотрудники обеспечены «ХОРОШИМИ  ЗАРПЛАТАМИ» и кадрами пришедшими чаще всего «СО  СТОРОНЫ», что возможно и объясняет такую политику  в  проведении реструктуризации, а именно — полное незнание предмета реструктуризации и незнание практического функционирования общественного транспорта в г.Москве!

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Александр, скажите, пожалуйста, как скажется реструктуризация ГУП «Мосгортранс» в целом на общественном транспорте?»

Александр Ильич Арнаутов:

Несмотря на то, что количество водителей и подвижного состава останется неизменным и даже, возможно, возрастёт, следует быть готовым к следующему  развитию ситуации:

  1. Снизиться качество обслуживания населения (увеличится наполняемости и снизится регулярности) из-за увеличения сходов п/состава с линии из-за возможного снижения качества ТО и Р, по причине сокращения ремонтных рабочих.
  2. Могут появиться случаи происшествий, связанных с технической готовностью п/состава.
  3. Ухудшение регулярности в движении п/состава ГУП «Мосгортранс» повлечет за собой снижение зарплаты водителей, которая ориентирована на качество и количество выполняемых водителем рейсов, а снижение зарплаты водителей повлечёт за собой текучку кадров среди этой категории работников.

Таким образом, в случае развития ситуации по пессимистическому сценарию через несколько лет вновь придётся решать вопросы, связанные с организацией нормального функционирования ГУП «Мосгортранс»

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Что ожидать от проводимой реструктуризации Мосгортранса».

Александр Ильич Арнаутов:

За время работы в ГУП «Мосгортранс» у меня сложилось мнение, что необходимо вносить изменения в работу компании, но то, что происходит сегодня, вряд ли приведёт к улучшению. Конечно, затраты на функционирование предприятия будут уменьшены, но качественного изменения в работе компании не будет. Реструктуризация, которая ныне проводится, ставит своей целью только сокращение штата без проведения анализа и системных изменений. Разбора, где следует сокращать, а где может быть следует добавлять работников, фактически не проводится.  Все изменения по задумке нынешнего руководства ГУП «Мосгортранс» должны отвечать по количеству в следующей пропорции: 50% водителей и 50% остальных сотрудников. На цифрах проводимая реструктуризация выглядит красиво — затраты сокращены, оклады в утверждённых штатных расписаниях повышены, хотя фактические зарплаты сотрудников упали, так как упразднены надбавки, премии за выполнение особо важных заданий не выплачиваются. Впервые за время моей работы в системе ГУП «Мосгортранс» не выплачена 13-я зарплата по итогам года, в связи с невыполнением  основных показателей, что подтверждает складывающуюся негативную тенденцию в работе компании. Таким образом, на мой взгляд, ожидания от реструктуризации ГУП «Мосгортранс» могут быть следующими:

  1. Увеличение числа безработных в Москве за счёт сокращаемых работников ГУП «Мосгортранс» и это тогда, когда, по моим данным, в Центрах занятости населения САО пособия по безработице выплачиваются с задержкой.
  2. Снижение качества ТО и ремонтов п/состава, в связи с невыполнением в полном объёма перечня регламентных работ из-за уменьшения количества ремонтных рабочих.
  3. Увеличение времени нахождения п/состава в ТО и Р, также в связи с уменьшением количества ремонтных рабочих. Дни простоя п/состава, которому будет необходим ремонт или замена крупных узлов, а также агрегатов,  растянутся на недели и месяцы.
  4. Однозначно произойдёт потеря квалифицированных кадров, что повлечёт за собой не только снижение качества работ, но и увеличение расхода запасных частей и материалов, а также преждевременный выход из строя инструмента и оборудования.
  5. Снизиться контроль за дисциплиной труда, исполнением требований техники безопасности и пожарной безопасности, по причине сокращения сотрудников ответственных за эти направления, в связи с объединением филиалов.
  6. Из-за объединения филиалов следует также ожидать снижения контроля за техническим и иным состоянием п/состава при выпуске на линию и при возврате, учёте ГСМ, спидометрового оборудования, приемом заявок на проведение ремонта п/состава  и самим ремонтом в ночное время.
  7. Увеличение сроков по работам, связанных с проведением текущих строительных работ, в связи с сокращением в филиалах рабочих строительных специальностей или выполнение таковых не подготовленными сотрудниками.
  8. Увеличение сроков выполнения работ отделами главного механика и энергетика.
  9. Увеличатся затраты на привлечения сторонних организаций для выполнения работ в области энергетики, пожарной безопасности, ремонта станочного и иного оборудования, выполнения строительных работ.

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Какова на сегодняшний момент текучка кадров?»

Александр Ильич Арнаутов:

В настоящее время, продолжают требоваться водители и ремонтные рабочие, но основной  исход сотрудников происходит за счет сокращений. Однако снижение количества премий (впервые, как я уже отмечал, не была выплачена 13-я зарплата по итогам работы в 2014 году), упразднение надбавок и рост инфляции, однозначно, нивелирует  прогнозируемый в ГУП «Мосгортранс» рост  зарплат, который стал возможен за счёт сокращаемых работников, и неизбежно тогда приведёт к росту текучки кадров.  Но здесь авторам проводимой реструктуризации может помочь то, как долго сохраниться общая негативная экономическая ситуация в стране (сокращения проводятся в Москве повсеместно и найти работу не просто): затянется нынешняя ситуации и высокой текучки кадров не будет, а станет улучшаться – будет расти.

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Александр, важнейшей частью при  эксплуатации и ремонте подвижного состава  являются своевременные диагностические работы  по проверке исправности тормозной системы, рулевого управления, работы двигателя, ходовой части, своевременное и качественное проведение  технических осмотров и ремонтов, таких как проведение ТО-1 и ТО-2, как сейчас обстоит дело с этим?»

Александр Ильич Арнаутов:

Качество ТО-1, ТО-2 и ремонта оставляет желать лучшего, часть перечня этих регламентных работ может не выполняться или выполняться не в полном объеме, что ведёт к сходам п/состава с линии. Сезонное обслуживание также имеет множество нареканий по качеству. Проблема качества ТО и Р является одной из основных причин низкой эффективности работы ГУП «Мосгортранс». Этой проблемой системно никогда не занимались, применяли  административные методы — меняли руководство технической службы, увольняли ИТР и ремонтных рабочих, или административно-экономические — повышали зарплаты, с целью стимулирования работников, за счёт уменьшения их числа, что  на  деле  выглядело следующим образом: увольняется сотрудник, на его место новый не принимается, зарплата уволенного распределяется между сотрудниками подразделения, т.е. зарплату подняли, а вот исполнение обязанностей сокращённого работника не факт, что затем выполняется с должным качеством.

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Понятно, Александр какая сейчас обстановка  с трудовой дисциплиной в «Мосгортрансе»?

Александр Ильич Арнаутов:

В связи с массовыми сокращениями в филиалах ГУП «Мосгортранс» и боязни работников попасть в списки сокращаемых, трудовая дисциплина не вызывает нареканий и даже улучшается, но в этих условиях вряд-ли следует говорить о тенденции.

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Александр, кроме основного состава водителей в ГУП «Мосгортранс» трудятся тысячи работников необходимых вспомогательных профессий — скажите пожалуйста, каковы цифры по сокращению таких специальностей как механики колонн, водители-наставники, водители-перегонщики?»

Александр Ильич Арнаутов:

Данными по механикам колонн и водителям-наставникам не владею в полном объеме, поэтому говорить не буду. Что касается водителей-перегонщиков, то они были одни из первых, кто подвергся сокращению, и в настоящее время  их численность составляет примерно 50% (зависит от специфических особенностей филиала) от количества на начало проведения реструктуризации в ГУП «Мосгортранс»

Депутат МГД Николай Зубрилин: «Александр спасибо вам за профессиональные ответы, ещё один вопрос, на сегодняшний день в полной-ли мере соблюдается техника безопасности при эксплуатации подвижного состава на линии и проведении ремонтных работ в ремзоне?»

Ведь кроме водителей и слесарей в автопредприятиях работают токари-фрезеровщики, расточники тормозных барабанов, сварщики, мотористы, электрики  и т.д.

Александр Ильич Арнаутов:

Действующее производство всегда являлось и, к сожалению, будет являться потенциальноопасным местом для нарушений требований ТБ. В настоящее время, соблюдение требований ТБ находится в удовлетворительном состоянии. Однако объединение некоторых филиалов, нынешнее сокращение числа работников в подразделениях может сказаться на их общей усталости, в связи с возрастающим объёмом выполняемых работ,  и эти факты, в свою очередь, могут привести к снижению внимания при работе с инструментом  и  механизмами,  и  как следствие, к росту нарушений по ТБ.  Так как цена данных нарушений бывает иногда высока, надеюсь на то что, тяжелых случаев травматизма, удастся избежать…

Дополнение:

Александр Ильич Арнаутов:

Ещё несколько слов об общественном транспорте города Москвы. Работа эксплуатационных филиалов очень важна, но не менее важна работа филиалов ГУП «Мосгортранс», обеспечивающих функционирование трамваев и троллейбусов: Службы пути (трамвайные пути и автоматические трамвайные стрелки), Службы энергохозяйства (электроподстанции тяговые со всей кабельной подземной сетью, обеспечивающие электропитанием трамваи и троллейбусы, и контактная сеть линий трамваев и троллейбусов). В этих филиалах тоже масса проблем, но это отдельный и большой разговор.

Депутат Московской городской Думы, слесарь диагностики автомобилей 5-го разряда, водитель-профессионал первого класса категории «В,С,D,Е», инженер — Николай Зубрилин